АТ-С машина пенного тушения
Пожарная машина пенного тушения на гусеничном шасси артиллерийского тягача АТ-С модели 712.
Один из самых распространенных типов артиллерийских тягачей - это внедорожное транспортное средство, сочетающее качества гусеничного трактора и бортового грузовика. По своему основному военному предназначению он должен одновременно буксировать орудие и перевозить в кузове бойцов расчета и боеприпасы. Но в СССР помимо армии, гусеничные артиллерийские тягачи широко использовались гражданскими организациями, чья деятельность связана с перевозками и буксировкой прицепов в условиях полного отсутствия дорог - геологами, нефтяниками, связистами, полярниками, пожарными.
Серийные модели гусеничных артиллерийских тягачей выпускались в нашей стране еще в 30-е годы и во время Великой Отечественной войны. Например, СТЗ-НАТИ, Я-12. После войны было решено освоить выпуск легких АТ-Л, средних АТ-С и тяжелых АТ-Т артиллерийских тягачей.
Разработку средней машины такого типа поручили Челябинскому тракторному заводу ЧТЗ. Тягач модели 712 проектировали унифицированным по ходовой части и силовой передаче с гусеничным трактором общего назначения 710 и промышленным трактором 711 (С-140, Т-140). Разработка этого семейства начались в 1948 году. Ведущим конструктором стал В.И. Дурановский, также работы возглавляли его заместитель М.Г. Перельман и главный конструктор опытного завода М.Ф. Балжи. В создании новой машины приняли активное участие ведущие конструкторы по агрегатам и направлениям: Н.И. Волошин, М.Н. Ижевский, Я.Г. Нартов, Ю.П. Саматов.
Компоновка АТ-С выполнена по классической схеме с передним расположением двигателя под кабиной и задним - трансмиссии и ведущих звездочек гусеничного движителя. В качестве двигателя использовали созданный на базе танкового дизеля В-2 быстроходный 12-цилиндровый V-образный дизель B54-T (иногда обозначаемый А-712) производства цеха № 900 ЧТЗ. По сравнению с танковым двигателем, его дефорсировали, и это заметно увеличило надежность, повысило моторесурс до гарантированных 600 часов. Система смазки с сухим картером, маслорадиатором и отдельным маслобаком обеспечивала нормальную работу в любых климатических условиях, и, что очень важно для внедорожного транспорта, при больших продольных и поперечных наклонах. Иначе говоря, если машина преодолевала крутые подъемы и спуски, мотор не мог остаться без масла.
Пятиступенчатую трехвальную коробку передач взяли от трактора. Она размещалась сзади в общем литом картере с узлами заднего моста. Мотор и коробку связывал длинный карданный вал с двумя зубчатыми муфтами на концах, исключавших опасные для вала перекосы. У гусеничного движителя сделали большое количество опорных катков малого диаметра. В сочетании с эластичной торсионно-балансирной подвеской, они создавали равномерное, а, значит, благоприятное распределение нагрузки по всей длине гусеницы. Такое решение повышало тягово-сцепные свойства гусеницы, обеспечивало плавное движение на больших скоростях, увеличивало срок службы механизмов.
Для поворота машины использовался двойной цилиндрический дифференциал. Такой же механизм применяли на немецких и американских гусеничных машинах времен войны. В отличие от бортовых фрикционов (БФ) более старого гусеничного транспорта, он позволял ездить по грунту при частом маневрировании с более высокой средней скоростью. Если водитель ручными рычагами тормозил одну гусеницу, машина поворачивала, а если одновременно вытягивал оба рычага бортовых тормозов, тягач останавливался. Фиксация рычагов защелками играла роль стояночного тормоза на уклонах. Для экстренной остановки использовался ножной пневматический тормоз. Ленточные двусторонние тормоза с фрикционными накладками, работающими в масле, имели автоматическую регулировку зазоров, что повышало их ресурс и плавность действия, а так же почти исключало перегрев при длительной работе и заметно облегчало обслуживание.
Бортовые передачи с парой цилиндрических шестерен каждая служили для повышения передаточных чисел в трансмиссии. Тщательно была продумана грязезащита вала ведущей звездочки. Гусеницы, однотипные у тягача и обоих тракторов, имели ширину 420 мм, состояли из звеньев, штампованных из износостойкой стали Гатфильда (другие заводы могли их только отливать). В советское время АТ-С модели 712 считался эталоном высокой проходимости по снегу и болотам.
В Челябинске такие машины выпускали с конца 1952 года и неоднократно подвергали модернизации. С 1956 года их производил также Курганский машиностроительный завод «Курганмаш». В 1962 году появилась новая модель среднего артиллерийского тягача АТС-59, другая машина с иной конструкцией гусеничного движителя и совсем другой кабиной.
Базовый вариант АТ-С имел «двойную» многоместную кабину и платформу бортового грузовика. На базе АТ-С 712 строили установки залпового огня Бм-14, бульдозеры, краны, путепрокладчики. В Музее представлена пожарная модификация с лестницей длиной 30 м и пенной установкой для тушения горящей нефти. Выдвинутая вперед и приподнятая вверх лестница позволяла подавать по трубам огнетушащую пенную смесь. В семействах обычных грузовиков ГАЗ, ЗИЛ, «Урал» бортовая машина имела одинарную кабину на 2-3 человека, а пожарные модификации - многоместную с двумя парами дверей. У АТ-С все наоборот. Бортовой тягач выпускался с «двойной» многоместной кабиной, а пожарная машина - с одинарной короткой.
Судя по заводской табличке, данная пожарная машина построена в 1971 году.
В Интернете нашелся интересный отзыв человека, в 70-е годы служившего на АТ-С:
Водительский стаж - с 1974 г., первые "права" получал на артиллерийский тягач - это было круто. 12-цилиндровый V-образный дизель с неимоверным ревом и много других прелестей типа замены траков на гусеницах и даже простого мытья этой 15-тонной туши... Вот он какой - змей...
...В каждом из 8-ми малых катков (с одной стороны) есть пробочка для заливки масла. Проверка масла входит в ежедневное ТО - очень "приятная" процедура в 25-ти градусный мороз - окрутить и закрутить 16 пробок. Но сначала нужно отбить замерзшую грязь. И это еще далеко не все. А вообще, машина супер - по любой грязи бежит 60-70 км.
Техническая характеристика шасси АТ-С 712
Масса в снаряженном состоянии без груза |
12 т |
Масса буксируемого прицепа |
8-14 т |
Боевой расчет пожарной машины | 3 человека |
Габариты шасси: |
|
длина |
5970 мм |
ширина |
2570 мм |
высота по кабине |
2533 мм |
База опорных катков |
2765 мм |
Длина опорной поверхности гусениц |
2965 мм |
Колея (по серединам гусениц) |
1900 мм |
Дорожный просвет |
400 мм |
Среднее удельное давление на грунт |
0.557 кг/см2 |
Максимальная мощность двигателя при частоте вращения |
275 л.с. при 1600 об/ми |
Максимальная скорость с нагрузкой по шоссе |
35.5 км/ч |
Запас хода по грунту с нагрузкой |
210 км |
Запас хода по шоссе с нагрузкой |
305 км |
Предельный преодолеваемый подъем по твердому грунту с нагрузкой без прицепа |
35° |