Автомобиль-такси ВНИИТЭ
Прототип автомобиля-такси московского института ВНИИТЭ
Экспериментальный автомобиль разработан во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики - учреждении неавтомобильного профиля, созданном в годы «оттепели» и занимавшемся вопросами промышленного дизайна. Инициатором проекта специального автомобиля-такси выступил известный советский конструктор, журналист, писатель и художник Юрий Долматовский. Работу над прототипом возглавлял ведущий конструктор Александр Ольшанецкий.
Единственный образец автомобиля завершен в 1965 году. В качестве агрегатной базы использованы двигатель, коробка передач и мосты автомобиля «Москвич-408». Колеса - 13-дюймовые, тоже от «Москвича». Заданным габаритам и массе такси в те годы соответствовали только узлы московского малолитражного автомобиля.
Машина соответствовала придуманной Ю.А. Долматовским еще в 30-40-е годы концепции «автомобиля будущего» с задним расположением двигателя, вагонной компоновкой кузова и короткой колесной базой. В данном случае для уменьшения размеров моторного отсека двигатель был установлен поперечно. Это привело к усложнению конструкции системы охлаждения, привода переключения передач. Вагонная компоновка вынудила разрабатывать рулевое управление, состоящее из трех валов. Короткая база позволила добиться отличной маневренности, но снизила курсовую устойчивость.
При этом автомобиль обладал просторным и удобным для коротких поездок пассажирским салоном, в который можно было внести большое количество багажа. Правда, багаж размещался прямо в одном помещении с пассажирами. Следуя концепции зарубежных такси, Долматовский считал необходимым отделить кабину водителя перегородкой, а деньги пассажиры передавали через кассовый лоток в перегородке.
Единственная дверь пассажирского салона сдвигалась назад вдоль правого борта, как в современных микроавтобусах, и открывалась только водителем с помощью электропривода. Это позволяло не выпустить из машины людей, не заплативших за проезд.
В течение 1965 года экспериментальный автомобиль прошел испытания в реальной эксплуатации и получил свидетельство, как промышленный образец. Долматовскому удалось добиться решения о выпуске пробной партии таких такси на Рижской автобусной фабрике РАФ, куда этот автомобиль пригнали своим ходом через Ленинград, Таллин, а на обратном пути - через Вильнюс, Каунас и Минск. Как вариант, руководители Министерства автомобильной промышленности предлагали построить увеличенную машину с мотором ГАЗ-21 или ГАЗ-24. Но этот проект не имел смысла и не был реализован. Узлы автомобиля «Волга» не позволили бы сделать прототип такси компактным, легким и экономичным. Прототип несколько лет хранился в помещении ВНИИТЭ на территории ВДНХ, а в 1975 году, при создании Музея такси, передан в его экспозицию.
Как любой экспериментальный автомобиль, он представляет большую историческую ценность в силу своей уникальности.
Число мест | 4 |
Габаритные размеры | 4230х1870х1620 мм |
Колесная база | 1900 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый верхнеклапанный МЗМА-408 (Москвич-408) |
Рабочий объем | 1358 см3 |
Мощность | 50 л.с. при 4750 об/мин |
Снаряженная масса | около 1000 кг |
Максимальная скорость | 105 км/ч |
Расход топлива | 7-9 л/100 км |