БРДМ-2
Бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 была разработана в Специальном конструкторском бюро (СКБ) конструкторско-экспериментального отдела Горьковского автозавода (ГАЗ), где к тому времени уже имелся опыт создания легких бронетранспортеров. Здесь был создан легкий бронетранспортер БТР-40, а затем на его базе первая бронированная разведывательная машина БРДМ. В соответствии с тактико-техническими требованиями, БРДМ должна была без подготовки форсировать вплавь водные преграды, а также преодолевать широкие траншеи и окопы. Поэтому машина была снабжена герметичным корпусом с водометным движителем, а также выдвижными катками с приводом от основного двигателя.
Первая БРДМ (ГАЗ-40П) эксплуатировалась разведывательными подразделениями СА с 1957 года, при этом были выявлены серьезные недостатки машины. На момент создания машины в распоряжении конструкторов не имелось ничего лучшего, чем бензиновый двигатель ГАЗ-11 еще довоенной разработки. Его мощность составляла всего 90 л.с. Переднее расположение пожароопасного двигателя увеличивало шансы на уничтожение машины фронтальным огнем. Слабым было и вооружение – один 7,62-мм пулемет СГМБ, из которого стрелок должен был вести огонь, наполовину высунувшись из люка. Усилить огневую мощь машины, установив пулеметную башенку с более тяжелым вооружением было нереально, так как конструкция БРДМ не была рассчитана на дополнительный вес. 10 февраля 1959 года ГБТУ (Главное бронетанковое управление) выдало Тактико-технические требования на разработку новой разведывательно-дозорной машины, способной действовать совместно с бронетранспортерами БТР-60, перспективными танками и БМП. БРДМ-2 должна была обладать следующими преимуществами перед своей предшественницей – БРДМ: Большая огневая мощь. Лучшие ходовые качества. Более высокий уровень защищенности. Наличие системы противоатомной защиты. Оснащение радиосвязной системой для передачи и получения по радио команд и разведывательной информации. К этому же времени на ГАЗе развернулось производство нового грузовика ГАЗ-66 («шишига»), с двигателем мощностью 120 л.с. Это дало возможность вносить усовершенствования в БРДМ за счет узлов ГАЗ-66 (мотор, мосты, трансмиссия и т.д.) Проект получил заводское обозначение — «ГАЗ-41», а трудилась над ним та же команда конструкторов, что и над первой машиной. Руководил ею главный конструктор ГАЗа В.А. Дедков, ведущим конструктором машины был назначен А.Н. Лебедев. Было решено внедрить новую компоновочную схему: отделение управления спереди, а силовая установка — сзади. Это улучшило обзорность, так как боевое отделение сместилось вперед и стало более просторным. Водоходные качества машины повысились за счет установки двигателя в задней части корпуса и обеспечения дифферента на корму. Машина вооружалась пулеметом КПВТ, установленным на открытой турели. Экипаж насчитывал 5 человек — 2 члена экипажа и 3 разведчика. Бронекорпуса для двух первых опытных машин были готовы к июлю 1960 года. Но с другими агрегатами возникли задержки.
Трансмиссия для новой машины только проходила испытания, поэтому, чтобы уложиться в требуемые сроки, первый прототип «ГАЗ-41» пришлось оснастить трансмиссией и ходовой частью от БРДМ. Во время ходовых испытаний это сказалось не лучшим образом – из-за возросшей мощности двигателя горело сцепление, крошились зубья коробки передач. После необходимых доработок прототип был передан военным, для проведения полигонных испытаний. Они проходили на полигоне НИИБТ в Кубинке. Военные высказали немало замечаний в отношении БРДМ-2: Трансмиссия не обеспечивала передачу полного крутящего момента, развиваемого двигателем.
Применение мостов от ГАЗ-66 привело к тому, что узкая автомобильная колея, унаследованная от «шишиги», делала «ГАЗ-41» неустойчивым на поворотах и склонах, а также препятствовала движению машины по танковой колее. Размещение вооружения на открытой турели, которое не обеспечивало достаточной защиты стрелка и делало бесполезной работу системы противоатомной защиты. Внутреннее пространство корпуса было чрезвычайно тесным для экипажа. Экипажу приходилось работать в очень стесненных условиях. Командир не имел хорошего кругового обзора, так как обзор вправо ему закрывал водитель, а назад — корпус машины. Тем не менее, после частичного устранения выявленных недостатков, приказом Министра обороны СССР от 22 мая 1962 года разведывательная машина все же была принята на вооружение Советской Армии под обозначением БРДМ-2.
Интересно, что в серийное производство, как это обычно происходило с принятыми на вооружение образцами, БРДМ-2 сразу не запустили. Такой казус был обусловлен неопределенностью с ее вооружением. Военных категорически не устраивало размещение пулемета КПВТ на открытой турели, поэтому конструкторы попытались оснастить БРДМ-2 башней со спаркой пулеметов КПВТ и ПКТ, которая разрабатывалась для ГАЗовского бронетранспортера БТР-60ПБ.
В конце концов, машина заказчика удовлетворила — благодаря более мощному двигателю она продемонстрировала параметры проходимости и водоходности, превосходящие первую БРДМ, существенно возросла огневая мощь. Впрочем, высадка-посадка в машину продолжала оставаться неудобной – она производилась через два люка в передней части крыши корпуса, что делало экипаж уязвимым. В апреле 1963 года опытный БРДМ-2 с башенной установкой вооружения был продемонстрирован тогдашнему Министру Обороны СССР Маршалу Советского Союза Р.Я. Малиновскому.
По результатам высокого показа была улучшена обзорность из БРДМ-2 — для разведчиков на бортах установили дополнительные смотровые приборы. Доводка БРДМ-2 производилась в ходе серийного производства. Надо сказать, что в то время проект БРДМ-2 оказался несколько «задвинутым в сторону» из-за того, что основные усилия были направлены на подготовку серийного выпуска бронетранспортера БТР-60ПБ. В результате первые предсерийные БРДМ-2 вышли из сборочного цеха только в декабре 1964 года. Дальнейшее серийное производство набирало темпы очень медленно — за 1965 год было построено лишь 80 БРДМ-2, а в 1966 году вместо запланированных 600 машин — всего 440. Зато БРДМ-2 проявила чудеса долголетия, продержавшись в производстве в течение 25 лет – до 1989 года. Всего было выпущено около 9,5 тыс. БРДМ-2, причем почти половина из них послужила в качестве шасси для специализированных машин. До 1967 года ГАЗ параллельно с БРДМ-2 продолжал выпускать БРДМ – в качестве шасси для спецмашин.
Разведывательная машина оснащена колесной ходовой частью. Все колеса имеет систему регулировки давления, изменять которое можно и при остановке, и во время движения. Подвеска машины рессорная, на каждом мосту расположены по два гидравлических амортизатора.
Особенностью БРДМ-2 являются четыре дополнительных колеса, которые могут быть задействованы для преодоления окопов и траншей. Все колеса разведывательной машины (и главные, и дополнительные) являются ведущими. В кормовой части БРДМ-2 находится водометный движитель, который позволяет машине развивать скорость до 10 км/ч на плаву. На его выпускном патрубке установлен руль, который позволяет машине маневрировать на воде. Изменение движения винтов обеспечивает задний ход БРДМ-2. Водоотражательный щит повышает безопасность движения по воде.
В процессе серийного производства в конструкцию БРДМ-2 вносились различные усовершенствования. Внешне машины ранних, средних и поздних серий можно было идентифицировать по виду конструкции воздухопритоков на крыше двигательного отсека. На ранних машинах два лючка воздухопритоков имели трапециевидную форму и прикрывались крышками, открывавшимися назад (по типу БТР-60). На машинах «средних» серий воздухопритоки имели прямоугольную форму и прикрывались жалюзи. Поздний вариант БРДМ-2, запущенный в производство в 70-х годах, имел над воздухопритоками шесть выпуклых крышек-колпаков грибовидной формы, аналогичных по конструкции устанавливавшимся на БТР-70. Они защищали моторное отделение от рикошетирующих пуль, осколков и горючих смесей. На таких машинах устанавливалась и башня с прибором наблюдения в крыше. В странах НАТО БРДМ-2 поздних серий получили обозначение БРДМ-3, хотя у нас они не выделялись особыми индексами. Первая демонстрация БРДМ-2 широкой публике состоялась в 1966 году во время военного парада на Красной площади в Москве. БРДМ-2 поступали в разведывательные и штабные подразделения Советской Армии, а также в войска связи и химические войска. Они использовались во внутренних войсках МВД, пограничных войсках и морской пехоте ВМФ. По штатам каждой советской мотострелковой или танковой дивизии полагалось двадцать восемь БРДМ-2: двенадцать в разведывательном батальоне и по четыре в каждом полку. Большое количество БРДМ-2 (около 6000 машин) было поставлено в страны Варшавского Договора. В некоторых странах для БРДМ-2 вводились собственные обозначения. Так, например, в Германской Демократической Республике БРДМ-2 именовался как SPW-40P2 (БРДМ обозначался SPW40P).
Производство БРДМ-2 прекращено в 1989 году, тем не менее, данная машина остается на вооружении армий многих стран. К настоящему времени большинство оборудования и агрегатов машины, разработанных 30-50 лет назад, морально устарело. Поэтому в разное время появлялось много программ модернизации БРДМ-2. При соответствующей доработке БРДМ-2 вполне может удовлетворять требованиям современного боя, выполняя как разведывательные функции, так и в качестве платформы для различных специализированных машин.
Техническая характеристика
Экипаж | 4 человека |
Габаритные размеры | 5750х2350х2395 мм |
Колесная база | 3100 мм |
Дорожный просвет | 330 мм |
Двигатель | бензиновый, V-образный, рядный, восьмицилиндровый, четырехтактный, ГАЗ-41 |
Рабочий объем | 3.48 л |
Мощность | 140 л.с. |
Боевая масса | 7 000 кг |
Бронирование: лоб/ борт/ корма/ днище/ крыша/ башня |
5-14/ 7/ 2-3/ 7/ 7-10 мм |
Вооружение | 7,62-мм ПКТ и 14,5-мм КПВТ |
Максимальная скорость | по шоссе 95 км/ч, по пересеченной местности 8 км/ч (10 на плаву км/ч) |
Расход топлива | на плаву 13 л/час, 30 л/ 100 км по шоссе |