БТР Halftruck M5 Int.
Полугусеничный бронетранспортер серии М2-М9 считается одной из самых известных боевых машин армий-союзников Второй мировой войны. Однотипные машины выпускались несколькими автомобилестроительными компаниями США с разными цифровыми индексами. Неофициальное, но популярное и узнаваемое название этих броневиков – Half-track («Хальф-трак»), что означает «Полугусеничник».
Базовый вариант артиллерийского тягача звался М2, а бронетранспортера – М3. Представленная в Музее машина носит обозначение М5. Это тот же М3, только выпущенный компанией International-Harvester. От собратьев других производителей внешне М5 легко отличить по форме корпуса с закругленными, а не прямыми углами задней панели и по упрощенным передним крыльям. Конструктивное отличие М5 – увеличенная толщина брони бортов 8 мм против 6,4 мм у М3. Артиллерийский тягач, аналог М2 от International-Harvester звался М9.
Проектированием полугусеничных броневиков на конкурсной основе занималось несколько автомобилестроительных компаний США, начиная с 1932 года. Было построено немало опытных образцов, но военные не спешили принимать машину на вооружение. В 1938 году уже созрела конструкция полноприводного колесного бронированного автомобиля-разведчика М3А1 Scout. Компания Diamond T подготовила проект полугусеничного бронетранспортера, унифицированного с этой моделью и оснащенного резиново-металлическими гусеницами. Он и послужил прототипом всей будущей серии Half-track.
В 1940 году, когда в Европе стремительно разгоралась война, американское военное ведомство принимает решение об оперативной модернизации вооружений. В результате, в октябре 1940 года тягач М2 и бронетранспортер М3 были приняты на вооружение, а весной 1941 года развернулся их серийный выпуск.
Выгодный военный заказ на производство тягачей и броневиков получили сразу четыре автомобильных компании: Diamond T, Autocar, Whtite и International Harvester. Все эти фирмы – крупные и известные американские производители популярных грузовых автомобилей.
Бронетранспортер М3 (и, соответственно, М5) отличался от тягача М2 в основном увеличенной на 250 мм длиной бронекорпуса. Если М2 перевозил артиллерийский расчет из 6 человек, то М3/М5 вмещал 10 бойцов. Место ящиков для артиллерийских снарядов, которые были у тягача, на бронетранспортере заняли сиденья. Передняя часть бронекорпуса Half-track была унифицирована с бронеавтомобилем М3А1 Scout. Для охлаждения радиатора служили откидывающиеся бронированные жалюзи.
Полугусеничная схема была популярна в 20-30-е годы. Идею замены задних колес автомобиля гусеницами для повышения проходимости выдвинул русский инженер, механик гаража Его императорского величества, Адольф Кегресс. Первые полугусеничные машины увидели свет в России еще в середине 1910-х годов. После Великой Октябрьской социалистической революции Кегресс эмигрировал во Францию, но продолжал работать над этим направлением в конструкторском бюро знаменитой автомобильной компании Citroen. Полугусеничные машины повышенной проходимости выпускали во Франции, Германии, США, СССР, Швеции. Замена заднего моста гусеничным движителем повышала проходимость за счет резкого снижения удельного давления на грунт и способности гусениц «цепляться» зубьями траков за снег или грязь. Кроме того, в 20-30-е годы еще не существовало массовых и дешевых ШРУСов, необходимых для создания полноприводных автомобилей. Полугусеничники считались одной из вынужденных замен полному приводу.
Однако американский Half-track был спроектирован уже в 1940-е годы. Он выгодно отличался от аналогичного немецкого транспортера Sd.Kfz 251 или от советского грузовика ЗИС-42. У этих машин передний мост не был ведущим. Создатели Half-track уже располагали надежными и недорогими ШРУСами. Американские производители автомобильных узлов как раз освоили массовое производство ШРУСов перед Второй мировой войной. Поэтому американский броневик практически первым в мире сочетал полугусеничный ход и наличие переднего ведущего моста.
Как всякий американский военный автомобиль, Half-track отличался простой, практичной, надежной, «не убиваемой» конструкцией, рассчитанной на тяжелые условия эксплуатации и не квалифицированный ремонт в полевых условиях. Основой машины служила мощная лонжеронная рама грузовика. Силовой агрегат тоже типичный для тяжелого автомобиля. Двигатель – карбюраторный, скомпонованный по рядной шестицилиндровой схеме – теоретически это наиболее уравновешенный тип бензинового мотора. Двигатели для большинства производителей Half-track М3 поставляла фирма White. И только М5 компании International Harvester отличался моделью двигателя – International RED-450-B. Он был немного мощнее «уайтовского» – 141 против 137 л.с.
Однодисковое сцепление выпускала другая известная фирма – Spicer. Коробка передач была четырехступенчатая, объединенная в один агрегат с раздаточной коробкой. В этом заключалось отличие Half-track от колесного бронеавтомобиля Scout, у которого коробка передач и разд аточная коробка выполнены отдельно. В раздаточной коробке было две передачи – прямая и пониженная. От раздаточной коробки шли карданные валы на передний мост, ведущий мост движителя и привод установленной на переднем бампере лебедки.
Гусеничный движитель приводился в действие обычным автомобильным ведущим мостом. Однако, в отличие от колесной машины, мост не имел подвески, жестко крепился к раме, а вместо колес на него устанавливали ведущие звездочки гусениц. Соответственно, он находился на раме близко от раздаточной коробки, и приводной вал был очень короткий. Редукторы переднего моста и ведущего моста тележки были собраны из одинаковых и полностью взаимозаменяемых деталей. У переднего моста была обычная подвеска грузового автомобиля с продольными полуэллиптическими рессорами и гидравлическими рычажными амортизаторами.
Гусеничный движитель каждого борта состоял из передней ведущей звездочки, четырех сдвоенных опорных катков и заднего опорного колеса-«ленивца». Опорные катки были обрезиненные, сблокированные попрано в две балансирные тележки, которые объединялись в общий агрегат. Подвеска гусеничного движителя - балансирная, на ленточных пружинах буферного типа, установленных вертикально. Ведущая звездочка оснащалась колодочными автомобильными тормозами, состояла из самой звездочки, двух направляющих фланцев и ступицы. Чтобы гусеница не провисала, на кронштейне балансирного агрегата устанавливался поддерживающий ролик. Правый балансирный агрегат соединялся с левым поперечной трубой. При ремонте машины оба агрегата вместе можно было откатить, отсоединив кронштейны от рамы.
Гусеница была цельная, резинометаллическая, шириной 300 мм с гребнями зацепления, которые одновременно служили направляющими гусеницы. Для повышения проходимости на гусеницу одевались специальные грунтозацепы, а на передние колеса – стальные цепи противоскольжения.
Надо сказать, что конструкция гусеничного хода Half-track не позволяла при необходимости малыми усилиями переоборудовать его в обычный колесный автомобиль. Этим американский броневик принципиально отличался от советского полугусеничного грузовика времен Великой Отечественной войны ЗИС-42. Гусеничный движитель ЗИСа было нетрудно снять со стремянок и на его место поставить обычный мост от ЗИС-5.
Комплектация музейного М5 необычна еще и тем, что вместо лебедки спереди у него установлен буферный барабан диаметром 310 мм. Он позволял бронетранспортеру преодолевать рвы и траншеи шириной до 1,8 м.
Штатным вооружением бронетранспортера служил 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4, установленный на стойке в передней части бронекорпуса. Вторым 12,7-мм пулеметом «Браунинг» М2НВ на турели комплектовались машины с индексами М5А1 и М9А1. Часто Half-track служил базой для самоходных артиллерийских и зенитных установок.
В 1941-1944 годах компания International Harvester выпустила около 4600 бронетранспортеров М5 и примерно 2 тысячи тягачей М9. Кроме того, было построено еще примерно 4 тысячи машин М5А1 и М9А1.
С 1943 года Соединенные Штаты поставляли по Ленд-Лизу бронетранспортеры и артиллерийские тягачи Half-track в Красную Армию. Причем больше всего Советскому Союзу передали именно машин International Harvester: 421 М5 и 413 М9. Тягачей М2 было поставлено немного меньше – 342 машины, а М3 - всего две. Помимо этого, американская сторона поставила советским военным зенитные установки на шасси Half-track: сто машин М15 на базе М2 и тысячу М17 на базе М3. В Красной армии основная часть американских полугусеничников применялась в артиллерийских противотанковых истребительных частях. Они легко буксировали орудия большого калибра: 85-мм зенитные пушки 52К, появившиеся в 1944 году 100-мм противотанковые пушки БС-100.
Специальной модификацией Half-track была самоходная 57-мм пушка Т-48. Ее тоже поставляли в СССР. У нас она обозначалась, как СУ-57. «Ленд-лизовские» Half-track оставались на вооружении Советской армии и в первые послевоенные годы.
После Второй мировой войны полугусеничные машины серии Half-track стояли на вооружении многих армий мира. Их активно применяли в Корее, Алжире, Индокитае. Во всех ближневосточных конфликтах машины Half-track использовала армия обороны Израиля. На вооружении израильской полиции он состояли, как минимум, до 2000 года.
Техническая характеристика
Экипаж | 13 человек |
Грузоподъемность | 1580 кг |
Габаритные размеры | 6320х2150х1880 мм |
База | 3300 мм (от переднего моста до оси гусеничного движителя) |
Колея | 1700 мм (передний мост), 1960 мм (гусеницы) |
Дорожный просвет | 280 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, шестицилиндровый, рядный, нижнеклапанный International RED-450-B |
Рабочий объем | 6350 см3 |
Мощность | 141 л.с. |
Боевая масса | 9300 кг |
Максимальная скорость | 72 км/ч |
Расход топлива | 64-65 л/100 км |
Бронирование: лоб/бот/корма |
13/ 6/ 6 мм |