БТР Hanomag SdKfz 251
Средний полугусеничный бронетранспортер Sd.Kfz.251 разработан в 1936-1937 годах на базе 3-тонного полугусеничного тягача Sd.Kfz.11. Машина получила бронированный корпус, открытый сверху. У него была сварная конструкция (часть Sd.kfz.251 имели корпуса клепаной конструкции). Во время Второй Мировой войны, Sd.Kfz.251 наряду с легким Sd.Kfz.250, являлся основным бронетранспортером Германии, а также послужил основой для целого семейства машин различного назначения.
Полугусеничное шасси бронетранспортера Sd.Kfz.251отличалость тем, что передние колеса служили для управления машиной, а гусеницы обеспечивали высокую проходимость. При поворотах под углом до 15° управление бронетранспортером осуществлялось как обычным автомобилем. При более крутых поворотах специальный механизм освобождал внутреннюю гусеницу и одновременно передавал часть мощности на внешнюю (от 56 до 100 %), заставляя ее вращаться быстрее.
Sd.Kfz.251 стал одной из первых машин, на которой устанавливался прибор ночного видения.
Бронетранспортеры Sd.Kfz.251 использовались для транспортировки пехоты и тяжелого вооружения – минометов, крупнокалиберных пулеметов, орудий, огнеметов и ракетных пусковых установок. Кроме того, они применялись в качестве санитарных машин, машин управления и связи. Производство Sd.Kfz.251 началось в июне 1939 года, и до весны 1945 года построено 15252 бронетранспортера в четырёх базовых версиях, отличавшихся корпусами. А всего машина выпускалась в 23 модификациях, включая самоходные артиллерийские установки. Бронетранспортеры этого семейства применялись на всех фронтах Второй Мировой войны.
После войны на базе Sd.Kfz.251 в Чехословакии был создан бронетранспортер OT-810, отличавшийся закрытым кузовом, измененной ходовой частью и дизельным двигателем Tatra. Всего было выпущено 1140 OT-810 в различных модификациях.
Музейный БТР был выпущен в Чехословакии в 1945 году на заводе «Подполянске строярне» в Детве. В 2007 году Sd.Kfz.251 в довольно плохом состоянии был передан в наш музей. Больше года понадобилось на то, чтобы полностью отреставрировать бронетранспортер и поставить его на ход. Наш Sd.Kfz.251 стал постоянным участником различных исторических реконструкций.
Техническая характеристика
Число мест (экипаж+десант) | 12 |
Габаритные размеры | 5980х2100х1750 мм |
Колея | 1775 мм |
Дорожный просвет | 320 мм |
Двигатель | ОТ-810: дизельный, восьмицилиндровый V-образный, воздушного охлаждения |
Мощность | ОТ-810: 120 л.с. |
Боевая масса | 8.9-9.14 тонн |
Максимальная скорость | 53 км/ч |
Бронирование: лоб/борт/корма |
10-15/ 8-14.5/ 8-14.5 мм |