Чайка ГАЗ-13
В средине 50-х годов конструкторы Отдела легковых автомобилей КЭО ГАЗ завершили разработку автомобиля «Волга», который пришел на смену «Победе», и вплотную занялись новым автомобилем представительского класса ГАЗ-13. В то время в легковом КБ ГАЗа уже сформировался коллектив конструкторов, которым мы обязаны обликом целого ряда горьковских автомобилей. Возглавлял отдел Н.А. Юшманов, в недавнем прошлом ведущий конструктор ЗИМа. В работе над новой моделью принимали участие такие известные конструкторы, как В.С. Соловьев, Г.А. Пономарев, В.В. Гнетнев, П.Э. Сыркин, О.И. Пелюшенок, М. Мокеев, Б. Греков, Л.Д.Кальмансон, Б.С. Поспелов, Б.Б. Лебедев, Л.Э. Дуарте.
Легковой двигатель предшествующей модели - ГАЗ-12- создавали на базе грузового ГАЗ-51. В истории создании ГАЗ -13 случилось по-другому - спроектированный для него легковой двигатель стал впоследствии применяться для проектирования грузовика. Для ГАЗ-13 сделали максимальный рабочий объем 5526 см3 и четырехкамерный карбюратор, а на грузовой модификации ГАЗ-53 литраж уменьшили до 4250 см3, понизили степень сжатия и применили простой двухкамерный карбюратор, унифицированный с карбюраторами «Волги» и «Москвича». В результате автомобиль ГАЗ-13 по сравнению с предшественником стал мощнее на целых 105 л.с. Такой запас мощности позволил не бояться увеличения массы шасси и кузова, а главное, применить автоматическую коробку передач гидромеханического типа, конструкция которой в 50-е годы предусматривала неизбежность потери мощности двигателя.
Тем не менее, рамное основание автомобиля тоже решили сделать как можно более легким. Поэтому вместо традиционной рамы лестничного типа с правым и левым продольными лонжеронами основой ГАЗ-13 стала так называемая Х-образная рама с одним мощным центральным хребтовым лонжероном и расходящимися «рогатинами» лонжеронов спереди и сзади. Кстати, наличие рамы позволило безболезненно строить на базе «Чайки» парадные кабриолеты и специальные автомобили для кинооператоров.
Кузов сохранил традиционные для советских представительских машин три ряда сидений со складными страпонтенами посередине. Только у базовой модели «Чайки» ГАЗ-13 совсем не было никакой перегородки за передним сиденьем. Даже у ЗИМа и будущей «Чайки» ГАЗ-14 вваривалась силовая перегородка высотой со спинку переднего сиденья - она не разделяла пассажиров, а усиливала несущий кузов. Правда, по специальным заказам ГАЗ штучно строил лимузины на базе «Чайки», у которых салон - как в ЗИСе и ЗИЛе - разделялся остекленной перегородкой. Переднее сиденье ГАЗ-13, подобно «Волге» ГАЗ-21, выполнено в виде цельного регулируемого дивана.
Дизайн первой «Чайки» - произведение знаменитого горьковского художника-конструктора Льва Еремеева. Распространено мнение, будто внешний облик ГАЗ-13 «скопирован» с американского автомобиля Packard Caribbean. Это неверно. От Packard в «Чайке» остались только общие очертания кузова (что вполне закономерно для автомобилей разных марок, появившихся в одно время) и характерные козырьки фар. Все остальное у ГАЗ-13 полностью оригинальное. Американские компании не применяли радиаторную решетку с отверстиями в форме «галочек», не украшали капот и багажник эмблемами в форме летящих птиц. Не было у Packard и «вздутых» в стиле ГАЗ-21 задних крыльев, а уж огромные стреловидные боковые молдинги, напоминающие опущенные крылья птицы, вообще не имели никаких иностранных аналогов. Наконец, у ГАЗ-13 оригинальная форма остекленной надстройки «фонаря» кузова: в целом похожая на многие автомобили конца 50-х, а в частности - состоящая из своих собственных элементов.
Наличие на автомобиле гидроусилителя руля, гидровакуумного усилителя тормозов, электрических стеклоподъемников и электропривода антенны в СССР начала 60-х казалось чудом. При создании автоматической коробки передач пригодился опыт разработки аналогичного агрегата «Волги», правда, невысокая производительность цеха гидромеханических передач ГАЗа вынудила пожертвовать производством автоматических коробок ГАЗ-21 ради обеспечения изготовления необходимого количества коробок ГАЗ-13.
В 1958 году предсерийный автомобиль «Чайка» вместе с «Волгой» и «Москвичом» экспонировали на Всемирной выставке в Брюсселе. Согласно заводским данным, первый серийный ГАЗ-13 выпущен 16 января 1959 года. Через два с небольшим года, во время встречи Первого космонавта Юрия Гагарина, «Чайки» уже были достаточно распространены в Гараже Особого назначения ГОН, автобазе Министерства обороны, предприятиях обслуживавших различные министерства и ведомства. Колонны «Чаек» были сформированы на автобазах Академии наук СССР, ВЦСПС, в ГОНах столиц союзных республик, региональных обкомов КПСС.
Платой за чудеса техники стала достаточно высокая стоимость «Чайки». Расчеты показали, что в случае продажи ГАЗ-13 частным лицам, его розничная цена достигнет 17400 советских рублей 1961 года. Цена «Волги» тогда не превышала 5500 рублей. Правительство Н.С. Хрущева, заботясь о так называемой «социальной справедливости», посчитало нецелесообразным разрешать продажу и регистрацию ГАЗ-13 в руки частных лиц. Более того, в 1964 году последовало решение приостановить выпуск автомобилей «Чайка». К счастью, пришедший к власти Л.И. Брежнев отдал распоряжение возобновить производство ГАЗ-13, и оно уже не останавливалось до освоения новой «Чайки» ГАЗ-14.
Вопреки легендам, собственных ГАЗ-13 у космонавтов не было - они могли воспользоваться только служебной «Чайкой» из гаража Министерства обороны. Установлено, что в начале 70-х маршалу Георгию Жукову заменили прикрепленный автомобиль - ЗИС-110 на ГАЗ-13. Наличие частных ГАЗ-13 у Михаила Шолохова и Галины Улановой не подтверждается базой данных регистрации транспортных средств ГАИ - эти знаменитые люди появлялись публично на «Чайках» из государственных гаражей (например, специализировавшейся на VIP-обслуживании московской Автобазы №12, впоследствии Первого автокомбината). Приезжавших в столицу СССР звезд иностранного кино и эстрады обслуживало то же самое транспортное предприятие. Также «Чайки» использовались в гаражах посольств разных государств, чаще всего в качестве парадной машины посла, определенное количество таких автомобилей поставлялось на экспорт, прежде всего, в социалистические страны.
Однако транспортники, эксплуатировавшие «Чайки», в годы правления Л.И.Брежнева получили официальное разрешение извлекать прибыль, используя автомобили ГАЗ-13 для обслуживания свадеб. Заказы осуществлялись через систему «Трансагентства». Таким образом, в качестве пассажиров горьковских представительских автомобилей оказались обычные граждане страны, не имевшие отношения к структурам власти и публичным профессиям. Первый автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 был зарегистрирован в ГАИ как собственность частного лица только в годы перестройки.
В 1977 году завод освоил новую модель - «Чайку» второго поколения ГАЗ-14. Но заказы от предприятий и организаций на ГАЗ-13 поступали еще несколько лет, и официально первую «Чайку» сняли с производства только в 1981 году. Через несколько лет после прекращения выпуска, в середине 80-х на заводе из сохранившихся запчастей собрали самый последний экземпляр «Чайки» ГАЗ-13 специально для Музея истории и трудовой славы ГАЗа.
Техническая характеристика
Число мест | 7 |
Габаритные размеры | 5600х2000х1620 мм |
Колесная база | 3250 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, восьмицилиндровый, V-образный, верхнеклапанный ЗМЗ-13 |
Рабочий объем | 5526 см3 |
Мощность | 195 л.с. при 4400 об/мин |
Снаряженная масса | 2100 кг |
Максимальная скорость | 160 км/ч |
Расход топлива: - трасса - смешанный цикл |
14 л/100 км 21 л/ 100 км |