Diamond T969A 6x6 Truck
В английском языке слово Diamond обозначает бриллиант или алмаз. Именем драгоценного камня в англоязычных странах было названо немало фирм различного профиля. Основатель чикагской автомобилестроительной компании Чарльз Артур Тилт тоже сделал ставку на «ювелирную» марку, но, чтобы не повторять чужих названий, добавил первую букву своей фамилии. Таким образом, все автомобили этого производителя получили имя собственное Diamond T, неотъемлемой частью которого является буква Т.
Поначалу драгоценный камень упоминался не случайно. В 1905 году, создавая собственный автозавод в Чикаго, Чарльз Тилт собирался выпускать очень дорогие легковые автомобили элитного класса: «алмазы» и «бриллианты» на колесах. Время и обстановка на рынке вынудили Тилта изменить профиль предприятия. Уже к середине 10-х годов выяснилось, что выпускать грузовые автомобили значительно выгоднее, и только они обеспечат компании процветание. Чарльз Тилт, по примеру Генри Форда, пришел к пониманию, что наибольшую прибыль приносит производство не дорогих, а дешевых автомобилей. Так имя «алмаза» и «бриллианта» получили простые дешевые грузовики различных классов - от малотоннажных до очень тяжелых. Как и многие другие американские производители автомобилей, Тилт не выпускал собственных двигателей, а закупал их у других компаний. С 1923 года основным поставщиком моторов для Diamond T стала компания Hercules.
Фирма Diamond T благополучно пережила кризис начала 30-х годов. С началом Второй мировой войны, будучи процветающим предприятием, фирма легко разработала линейку грузовиков военного назначения со всеми ведущими колесами. Обстановка подсказывала, что ставку следует сделать на платежеспособного заказчика в погонах, который в ближайшее время будет остро нуждаться в большом количестве военно-транспортной техники.
В 1941 году Diamond T предлагал целый модельный ряд армейских грузовиков. В унифицированное семейство трехосных полноприводных шасси средней грузоподъемности входили следующие модификации: рассчитанный на 4 тонны бортовой грузовик 968, эвакуатор 969, бортовой автомобиль 970 с удлиненной колесной базой грузоподъемностью 6 тонн, самосвал 972, автомобиль для перевозки элементов понтонных переправ 975. Также компания освоила тяжелые машины большой грузоподъемности 12 тонн с колесной формулой 6х4 - без привода передней оси: балластный тягач 980 и бортовой грузовик 981. Машины поставлялись с двумя модификациями кабины - закрытой цельнометаллической или с открытой, имевшей брезентовый верх и откидное лобовое стекло. Открытые кабины заказывали некоторые роды войск. Но на эвакуаторы Diamond T 969 обычно ставили цельнометаллическую закрытую кабину.
Двигатель традиционного партнера Hercules применялся бензиновый самой надежной и практичной для 40-х годов конструкции. Это была рядная, прекрасно уравновешенная, нижнеклапанная «шестерка» солидного рабочего объема 8,6 л с огромными котлами цилиндров. Она прекрасно подходила для перевозки грузов в тяжелых условиях и работы на не самом лучшем бензине. Важна была не столько максимальная мощность 105-131 л.с., сколько огромный крутящий момент на низких оборотах. Коробка передач была 5-ступенчатая с повышающим «овердрайвом». Подключением переднего моста заведовала 2-ступенчатая раздаточная коробка. Задние колеса были двухскатные, но они обеспечивали более высокую грузоподъемность шасси. Это для тяжеловоза Diamond T было важнее, чем одинаковая колея переднего моста и задней тележки. Зато штатные шины применялись с внедорожным протектором - «елочкой».
Эвакуатор Diamond T 969 предназначался для буксировки с поля боя в ремонтные части поврежденной техники: различных автомобилей, бронетранспортеров, легких и средних танков. Грузоподъемность шасси была не очень высокая - 4 тонны, зато за собой тягач мог буксировать машину массой до 11-12 тонн. Эвакуаторную установку поставляла и монтировала фирма Holmes .Co. Две стрелы кранов позволяли приподнять переднюю или заднюю часть поврежденного транспортного средства, устойчивость при подъеме обеспечивали установленные позади кабины грузовика выдвижные опоры-аутригеры. Вся установка в сборе носила обозначение Holmes W45 Crane. Кроме того, в случае необходимости вытаскивания самого эвакуатора Diamond T 969 и для подтягивания подбитых боевых машин служила лебедка Garwood, установленная, как у многих армейских машин спереди, между бампером и радиатором. Ее приводил в действие вал от раздаточной коробки.
В Красной армии больше применялись тяжелые 12-тонные машины Diamond T моделей 980 и 981. Именно по их образцу после войны создавался аналогичный по характеристикам и назначению отечественный автомобиль ЯАЗ-210. Тем не менее, «легкие» грузовики и тягачи Diamond T сыграли существенную роль во Второй мировой войне, они служили в армиях США, Великобритании, встречались и в СССР. Представленный в Музее комплектный рабочий эвакуатор Diamond T 969 на сегодня является единственным грузовиком этой марки в Европейской части России.
Сама компания Diamond T в конце 50-х годов пережила слияние с другими американскими производителями грузовиков White и REO. В XXI веке в США продолжают выпускаться тяжелые магистральные капотные тягачи и другие грузовые автомобили марки Diamond REO.
Техническая характеристика
Экипаж | 2 человека |
Грузоподъемность шасси | 4000 кг |
Масса буксируемого прицепа | 11875 кг |
Габаритные размеры, мм | 7392х2566х2820 (высота стрелы крана 3060 мм в транспортном положении) |
Колесная база, мм | 3836 мм (до среднего моста), 1321 мм (задняя тележка). |
Дорожный просвет | 279 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный Hercules RXC |
Рабочий объем | 8668 см3 |
Мощность | 131 л.с. при 2300 об/мин |
Снаряженная масса | 9842 кг |
Максимальная скорость | 65 км/ч |
Расход топлива: - без нагрузки - с нагрузкой |
35-40 л/100 км до 71.3 л/100 км |