Dodge WC 52
Многоцелевые автомобили семейства WC американской фирмы «Dodge» (входящей в корпорацию «Chrysler») успешно применялись в годы Второй Мировой войны. Во время боевых действий они доказали свою эффективность и высокую степень надежности, поэтому стали популярны не только на родине, но и по всему миру. Семейство WC включало целый ряд машин, серийное производство которых началось в 1942 году. Буквы WC – это сокращение от слов Weapons Carrier, что в переводе с английского языка обозначает класс легких полноприводных грузовиков, приспособленных для установки на них пулеметов или малокалиберных пушек, перевозки амуниции и расчета. Поскольку грузоподъемность машины составляла 750 кг (3/4 тонны), ее часто называли «Додж три четверти».
Водителям «Додж три четверти» полюбился за мощность, скорость и устойчивость даже на плохих дорогах. Широкая колея 1870 мм, мягкая подвеска с гидравлическими рычажными амортизаторами, большой клиренс, шины низкого давления с развитыми грунтозацепами давали явные ему преимущества перед любым другим автомобилем. На автомобилях семейства WC устанавливался рядный шестицилиндровый двигатель «Додж Т-214» рабочим объемом 3771 см3. Машины окрашивали стандартной матовой краской оливкового цвета.
После подписания договора о ленд-лизе между СССР и США в 1942 году «Доджи» стали массово поступать в Красную Армию. В СССР Dodge WC 52 изначально применялся как артиллерийский тягач дивизионных противотанковых пушек, но вскоре стал широко использоваться во всех родах войск. «Доджи» использовались в разведке, в сопровождении колонн и даже как командирский транспорт. С 1942 по 1944 год выпущено 42 782 Dodge WC 52.
Музейный автомобиль сошел с конвейера в 1942 году, после чего с большой партией аналогичных «Доджей» по договору ленд-лиза был отправлен по самому рискованному во время Второй Мировой войны «северному» пути. Начинался этот маршрут из английских (преимущественно шотландских) и исландских портов в незамерзающий Мурманск. С июля по декабрь 40% всех поставок шло именно этим маршрутом, и около 15% отправленных грузов оказывалось на дне океана.
Во время преодоления территории Норвегии недалеко от острова Медвежий конвой с техникой, где находился и наш Dodge WC 52, подвергся нападению немецких воздушных сил. Самолеты Германии на тот момент базировались в Норвегии, чтобы отслеживать караваны с грузами для их последующей ликвидации. Корабли советского флота были хорошо подготовлены и смогли отбить атаку противника, и груз был благополучно доставлен в Мурманск. В знак благодарности командующий американской эскадры подарил советскому контр-адмиралу эскадры надводных кораблей Dodge WC 52, который должен был использоваться американским военнослужащим в качестве личного автомобиля на территории СССР.
Всю Великую Отечественную войну контр-адмирал проездил на своем новом Dodge WC 52, который ни разу не подвел своего владельца и требовал лишь минимального технического обслуживания. После окончания войны НКВД был издан приказ о запрете хранения техники, но контр-адмирал настолько привык к своему американскому автомобилю, что решился на рискованный шаг и спрятал Dodge WC 52 в гараж к своим дальним родственникам в Тульской области, где никто бы не смог его обнаружить.
Только будучи уже в преклонном возрасте контр-адмирал достал свой автомобиль из гаража, но из-за того, что Dodge WC 52 много лет оставался нетронутым, его так и не смогли завести.
В мае 2007 года родственники контр-адмирала передали автомобиль в музей, который неплохо сохранился и требовал лишь небольшого ремонта. Сейчас Dodge WC 52 занимает свое достойное место в линейке знаменитых американских автомобилей серии WC. Автомобиль на ходу, поэтому периодически принимает участие в различных торжественных мероприятиях.
Число мест | 6 |
Грузоподъемность | 750 кг |
Габаритные размеры | 4480х2100х2170мм |
Колесная база | 2490 мм |
Дорожный просвет | 270 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный Т-214 |
Рабочий объем | 3772 см3 |
Мощность | 92 л.с. |
Снаряженная масса | 2700 кг |
Максимальная скорость | 87 км/ч |
Расход топлива | 28.5 л/100 км |