Dodge WC 54
В серию автомобилей WC входил специализированный медицинский автомобиль WC-54. Он отличался от других моделей WC закрытым кузовом, а также удлиненной колесной базой, которая повышала плавность хода, что было важно при перевозке раненных. При этом масса вездехода возросла с 2315 до 2680 кг (свою лепту вносил тяжелый закрытый кузов). Внутри WC-54 могли разместиться четверо раненных на носилках, либо семеро сидячих. Помимо санитарной версии, в кузове WC-54 выпускались фургоны для Корпуса Связи: вместо носилок внутри устанавливалось радиооборудование. Кроме того, WC-54 использовали как базу для машин подразделений пропаганды – такие автомобили имели мегафоны на крыше. Санитарные автомобили Dodge WC-54 выпускались с 1942 по 1945 год. Использовались данные грузовики армией США во время Второй Мировой войны, а также в период Корейской войны. Всего было выпущено 29 502 единицы данной модели.
В нашем музее представлен один из немногих сохранившихся в мире Dodge WC 54, история которого началась в далеком 1942 году, когда он с завода «Dodge» в Детройте был отправлен в город Гринвилл (США, штат Южная Каролина) в качестве учебного автомобиля скорой помощи. Вплоть до окончания Второй Мировой войны он находился в распоряжении Медицинского корпуса (Medical Unit of the 25th Service Group), где на нем обучали военных медиков. После того, как армия США была демобилизована, Dodge WC 54 оказался не нужным и был отправлен в гараж. Так как автомобиль использовался только в качестве учебного, он остался в отличном состоянии.
В 1950 году началась война в Корее и президент США Трумэн приказал генералу Дугласу Макартуру обеспечить военным снаряжением южнокорейскую армию и провести под прикрытием авиации эвакуацию граждан США. Южнокорейской армии требовались не только военные автомобили, но и санитарные, поэтому наш Dodge WC 54, был также отправлен в Корею в состав 24-ой американской пехотной дивизии. Этот автомобиль стал машиной сопровождения командира дивизии генерал-майора Дина. В ходе Тэджонской операции (3 – 25 июля), в которой принимало участие несколько пехотных дивизий армии КНДР, артиллерийские полки и некоторые более мелкие вооруженные формирования, северной коалиции удалось сходу форсировать реку Кимган, окружить и расчленить на две части 24-ю пехотную дивизию США. Генерал-майор Дин был взят в плен. В результате американские войска потеряли 32 тысячи солдат и офицеров, более 220 орудий и минометов, 20 танков, 540 пулеметов, 1300 автомобилей, среди которых оказался и наш санитарный Dodge WC 54. Во время боевых действий Dodge практически не пострадал, поэтому он оказался в качестве трофея в руках северокорейской армии.
Через несколько месяцев Dodge WC 54 в составе большой партии военной техники США был отправлен в СССР. Образцы военной техники США позволяли советским ученым и инженерам использовать опыт США при разработке новых видов вооружения.
В 1956 году автомобиль было решено передать в один из государственных музеев военной техники. Наш Dodge WC 54 требовал реставрации, на что у музея не хватало средств, поэтому на долгие годы его отправили в один из запасников музея. Спустя несколько лет было принято решение расформировать музей из-за недостатка финансирования. Наш санитарный автомобиль был передан в частную коллекцию, так как изрядно проржавевший Dodge WC 54 выставить в экспозицию какого-либо музея было невозможно. После передачи Dodge WC 54 в частные руки была проведена его полная реставрация, и автомобиль приобрел свой прежний вид.
В августе 2007 года санитарный Dodge WC 54 был передан в наш музей, где после прохождения технического обслуживания и мелкого ремонта, занял достойное место в линейке американских автомобилей серии WC знаменитой фирмы «Dodge».
Техническая характеристика
Число мест | 8 или 2+4 на носилках |
Габаритные размеры,мм | 4940х1970х2300 |
Колесная база,мм | 2490 |
Дорожный просвет,мм | 270 |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный Т-215 |
Рабочий объем | 3772 см3 |
Мощность | 92 л.с. |
Полная масса | 2680 кг |
Максимальная скорость | 87 км/ч |