Эстония-21 гоночная формула
В Советском Союзе несколько десятилетий успешно работал необычный автомобильный завод, производитель серийных гоночных автомобилей, похожих на болиды «Формулы 1». В 50-е годы в стране набрал силы автоспорт, но на старты шоссейно-кольцевых гонок в классах не легковых, а гоночных машин, выходили самодельные «формулы», построенные в таксопарках, на авторемонтных предприятиях, порой даже в частных гаражах. Их создателям приходилось исправлять свои ошибки и недочеты «по живому», бороться с бесконечными поломками, порой из-за конструкторских просчетов рисковать на трассе. Им противостояли отличные, созданные профессиональными конструкторами в экспериментальных цехах автозаводов МЗМА, ГАЗ, ЗИС, НАМИ, МАЗ машины, но для крупных заводов гоночные автомобили оставались побочной темой и строились в единичных экземплярах.
Заметную роль на союзных соревнованиях всегда играли гонщики из республик Прибалтики. И вот в одной из самых «западных» республик Союза, Эстонии предприимчивые инженеры Таллинского авторемонтного завода в начале 60-х выступили с инициативой наладить выпуск стандартных типовых гоночных автомобилей, профессионально сконструированных и испытанных, в силу одинаковости, имеющих равные шансы в борьбе за призовые места. Использовав возможности периода экономических реформ правительства А.Н. Косыгина, в Таллине на хозрасчетной основе освоили первые серии гоночных формул «Эстония» с двигателями не только от отечественных автомобилей, но и от выпускавшихся в братской ГДР «Вартбургов».
Ситуация изменилась в 70-х годах. Во-первых, стали доступными легкие и мощные «итальянские» двигатели от автомобиля «Жигули», во-вторых, в международном регламенте появилась новая формула «Восток», придуманная для соревнований гонщиков социалистических стран, своеобразный «ответ» западной «Формуле 1». Интересно, что помимо «королевской» «Формулы 1» существовала более демократичная «Формула 3» - полигон для будущих гонщиков и команд «Формулы 1». После некоторой доработки, прежде всего, установки более мощного двигателя, многие автомобили формулы «Восток» вписывались в регламент «Формулы 3», и вполне могли успешно выступать в ней. Как раз машины «Эстония», выпускавшихся в конце 70-х и 80-х годов серий, было легко доработать до требований «Формулы 3». Требовалось только заменить принятый в формуле «Восток» 1300-кубовый двигатель ВАЗ-21011 на 1600-кубовый от ВАЗ-2106.
В экспозиции Музея представлена популярная формула серии «Эстония-21», разработанная инженером и автогонщиком Раулем Сарапом в 1981 году. Некоторые технические решения создатель автомобиля позаимствовал от «формулы» знаменитой английской марки «Лотос». Как положено «формуле», основой машины служила трубчатая пространственная рама. Двигатель ВАЗ устанавливался внутри колесной базы продольно за сиденьем пилота. Коробка передач в блоке с главной передачей по конструкции напоминала применявшуюся на «Запорожце». Но в действительности у нее не только валы и шестерни, даже картер свой, оригинальный. Его отливали в Таллине. Предусматривалась возможность быстрой замены шестерен коробки. Вся подвеска была полностью оригинальная, а задние тормоза - дисковые. Рулевое управление было реечное, пружины передней подвески, спрятанные под носовой обтекатель, диски колес из магниевого сплава. В СССР производились даже формульные шины типа слик. Корпусные детали выклеивали из стеклопластика.
Базовая модель «Эстония-21» построена в одном экземпляре, а серийной стала «Эстония-21М». Позднее, с 1986 года строился модернизированный вариант «Эстония-21.10». Всего Таллинский завод изготовил несколько сотен «Эстоний» «двадцать первой» серии, которые выходили на старт даже в 2000-х годах.
Помимо команд спортивных клубов Советского Союза, «Эстонии» выпуска 80-х годов охотно приобретали гонщики Польши, ГДР и других стран Восточной Европы. В странах Балтии и Европы сохранившиеся автомобили Таллинского завода и в наши дни участвуют в состязаниях исторических формул, высоко ценятся в среде коллекционеров гоночных автомобилей.
Техническая характеристика
Число мест | 1 |
База | 2400 мм |
Колея | 1470х1435 мм |
Двигатель | ВАЗ-21011 или ВАЗ-2105. Бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, с верхним расположением распределительного вала, форсированный |
Рабочий объем | 1294 см3 |
Мощность | 85 -110 л.с. при 7000 об/мин |
Снаряженная масса | 435 кг |
Максимальная скорость | 205 км/ч |