Ford F60L Canada
Появление семейства полноприводных военных грузовиков СМР – яркий пример того, как автомобилестроительные концерны, в мирной жизни, жестко конкурировавшие друг с другом, во время войны начинают сотрудничать, совместно разрабатывать и выпускать унифицированный подвижной состав для вооруженных сил.
Грузовики серии СМР, внешне почти одинаковые, поставлялись по военным заказам двух марок – Ford и Chevrolet. Иначе говоря, однотипные машины носили бренды двух из трех крупнейших американских автоконцернов – Ford motor company и General Motors, соответственно. Два заклятых конкурента освоили выпуск унифицированного семейства автомобилей совместной разработки не в США, а на «нейтральной территории» – на своих канадских заводах-филиалах. Сама аббревиатура СМР расшифровывается, как Canadian Military Pattern – Канадская военная модель. Машины этой серии появились в 1940 году.
Осенью 1939 года с началом Второй мировой войны американские автомобилестроительные компании стали получать заказы на армейские машины и их шасси, причем не только от командования вооруженных сил США, но и от военных самых разных стран. Дело в том, что именно в США в то время было самое развитое в мире автомобилестроение. Компании «большой тройки»: Ford, General Motors и Chrysler, а также другие американские производители в конце 30-х выпускали самые современные, практичные в эксплуатации, неприхотливые в обслуживании, и, главное, массовые и дешевые машины любых типов. Именно американское автомобилестроение к исходу 30-х годов предложило самые простые и надежные компоновочные схемы автомобилей со всеми ведущими колесами. Полный привод в те годы во всем мире еще считался новинкой.
Совместная работа Ford motor company и General Motors позволяла выпустить на рынок продукт значительно быстрее и с меньшими затратами для каждого их производителей, чем если бы однотипные машины создавал каждый по отдельности. Военный потребитель нуждался в максимально унифицированных автомобилях, что резко поднимало спрос на модель совместной разработки. Размещение производства в Канаде давало ряд преимуществ. Близнецы Ford и Chevrolet, выпускаясь вне США, не конкурировали между собой на внутреннем рынке. Канадские заводы находились в Северной Америке, а, значит, в отличие от европейских филиалов, далеко от основного театра военных действий, и не могли оказаться внезапно захваченными или разбомбленными немцами. Наконец, выпускаемые вне Штатов машины было проще предлагать армиям других держав, чьи правительства были вполне платежеспособны и могли размещать еще более выгодные заказы, чем армия США. Например, основным заказчиком грузовиков и шасси СМР стала Великобритания. Также семейство СМР активно приобретали военные из Австралии, Новой Зеландии, Индии, Египта. Во всех перечисленных государствах, кроме Египта был принято левостороннее движение, поэтому, большинство автомобилей данной серии выпускали с правым рулем.
В серию СМР входило пять базовых шасси: двухосных 4х4 и трехосных 6х6 – от легких пикапов до серьезных грузовиков. Сначала в 1940-1941 их оснащали кабинами типов №11 и №12 не самой оптимальной для производства формы. Только с 1942 года с конвейера пошла значительно более простая и технологичная в производстве кабина №13, определившая классический внешний облик грузовиков СМР: почти полное отсутствие вступающего капота, простые суровые угловатые формы, обратный наклон лобового стекла, проемы дверей, расположенные за передними колесами. Большинство машин выпускали с открытой кабиной – брезентовым верхом, а некоторые модификации поставляли без дверей. Решения, типичные для машин Второй мировой. Сняв тент и откинув лобовое стекло, автомобиль проще спрятать от противника в складках местности и в растительности, отсутствие дверей позволяет экипажу быстрее выскочить из машины под обстрелом.
Следует заметить, что компоновка автомобиля с кабиной над двигателем (иначе говоря, бескапотная) во времена Второй мировой войны еще встречалась редко. Она позволяет более рационально использовать длину шасси – поставить на грузовик более вместительный кузов, добиться удачного распределения массы по осям (развесовки). У машин СМР водитель и пассажир сидели справа и слева от моторного отсека. Вся «моторная шахта» туннелем проходила через переднюю панель кабины, спереди выступал только радиатор. Кабина, в отличие от большинства послевоенных бескапотных грузовиков, не откидывалась, а доступ к двигателю обеспечивала съемная крышка капота, находившаяся внутри кабины. Зато отсутствие механизмов опрокидывания кабины позволяло уменьшить габаритную высоту, что очень важно для военной машины. Небольшая длина переднего свеса выгодна с точки зрения проходимости – угол въезда получается минимальный. На музейной машине короткий также задний свес, а, значит, удачен также угол съезда. Но это решение характерно не для всего семейства СМР. На многие грузовики данной серии ставили большие по размерам кузова, и задний свес у них получался длинный.
Музейный автомобиль относится к самой массовой в гамме СМР серии грузовиков F60 грузоподъемностью 3 тонны, изготовленных обеими фирмами в количестве 209004 экземпляров. Автомобили Ford F60 комплектовали бензиновым V-образным восьмицилиндровым двигателем (3924 см3, 95 л.с.) с нижнеклапанным газораспределением, сухим однодисковым сцеплением, механической 4-ступенчатой коробкой передач, гидроприводом всех колесных тормозов, рессорной подвеской неразрезных мостов, односкатными шинами и 6-вольтовым электрооборудованием.
Представленный в музее грузовой автомобиль Ford F60 два раза становился военным трофеем. Первый раз он захвачен немецкими войсками летом 1942 года в ходе наступления Африканского Корпуса под командованием фельдмаршала Эрвина Роммеля в районе Табрука (Ливия). Через Италию автомобиль вместе с пополнением попал на Восточный фронт в районе Харькова.
Под Харьковом действовала 1-я танковая дивизия СС «Лейбштандарте СС Адольф Гитлер» под командованием командира Зеппа Дитриха. В ходе Харьковской наступательной операции в 1943 году, 3-я танковая армия СССР под командованием генерал-лейтенанта Павла Семёновича Рыбалко нанесла удар с юго-восточного направления. После нескольких дней боёв сопротивление частей СС было сломлено. И вся трофейная техника, в том числе и грузовой автомобиль Ford F60, оказалась захваченной советскими войсками.
Техническая характеристика
Число мест в кабине | 2 |
Грузоподъемность | 3 т |
Габаритные размеры | 6115х2220х3040 мм |
Колесная база | 4020 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, V-образный, 8-цилиндровый |
Рабочий объем | 3924 см3 |
Мощность | 95 л.с. при 3000 об/мин |
Полная масса | 7800 кг |
Максимальная скорость | 90 км/ч |