Гаубица-пушка МЛ-20 152-мм

 

152-мм пушка-гаубица МЛ-20

Годы выпуска: 1937-1946 

Выпущено: 6 884 единицы

152-мм пушка-гаубица МЛ-20 проектировалась в конструкторском бюро завода №172 под руководством Ф.Ф. Петрова. После проведения войсковых испытаний система МЛ-20  22 сентября 1937 года была принята на вооружение под названием «152-мм ГП обр. 1937 года».

МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной  и открыто расположенной живой силе противника, его заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу.

Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны - СУ-152 и ИСУ-152.

По отношению к 152-мм пушке обр. 1910/34 гг., от которой были заимствованы многие детали и узлы, МЛ-20 имела целый ряд отличий: новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, устройства изменения длины отката и выключения подрессоривания. Вертикальное наведение орудия осуществлялось секторным подъемным механизмом на угол до 65°. Уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитовым прикрытием.

Широкая номенклатура используемых снарядов сделала это орудие уникальным. К пушке-гаубице МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: осколочно-фугасный ОФ-540; бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника, при попадании в башню он срывал ее с погона.

Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию  лафета - с раздвижными станинами - и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях - скреплённый и моноблок. МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет,  МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа.

Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате универсальное орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка - по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн».

Тактико-техническая характеристика

Боевая масса  7.27 т
Боевой расчет   9 чел.
Габариты  8000 (8170 на марше) х2345х2270 мм
Длина ствола   4240 мм
Калибр  152.4 мм
Масса снаряда осколочно-фугасного  43.56 кг
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда  655 м/с
Эффективная дальность стрельбы бронебойным снарядом  17.23 км
Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом  20.5 км
Время перевода пушки из походного положения в боевое  8-10 мин

Максимальная скорость транспортировки:

- по шоссе

- в полевых условиях

 

20 км/ч

5.8 км/ч