Гаубица-пушка МЛ-20 152-мм
152-мм пушка-гаубица МЛ-20
Годы выпуска: 1937-1946
Выпущено: 6 884 единицы
152-мм пушка-гаубица МЛ-20 проектировалась в конструкторском бюро завода №172 под руководством Ф.Ф. Петрова. После проведения войсковых испытаний система МЛ-20 22 сентября 1937 года была принята на вооружение под названием «152-мм ГП обр. 1937 года».
МЛ-20 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу.
Этим орудием были вооружены самые мощные советские самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны - СУ-152 и ИСУ-152.
По отношению к 152-мм пушке обр. 1910/34 гг., от которой были заимствованы многие детали и узлы, МЛ-20 имела целый ряд отличий: новые подъемный и уравновешивающий механизмы, прицельные приспособления, устройства изменения длины отката и выключения подрессоривания. Вертикальное наведение орудия осуществлялось секторным подъемным механизмом на угол до 65°. Уравновешивающий механизм представлял собой две колонки, расположенные перед щитовым прикрытием.
Широкая номенклатура используемых снарядов сделала это орудие уникальным. К пушке-гаубице МЛ-20 применяются следующие выстрелы раздельного гильзового заряжания: осколочно-фугасный ОФ-540; бронебойно-трассирующий снаряд БР-540 при стрельбе прямой наводкой на дистанции до 800 м пробивал броню всех танков противника, при попадании в башню он срывал ее с погона.
Орудие имело достаточно современную для своего времени конструкцию лафета - с раздвижными станинами - и подрессоренным колёсным ходом. Ствол выпускался в двух разновидностях - скреплённый и моноблок. МЛ-20 оснащалась поршневым затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела и предохранитель, который запирает затвор после заряжания до производства выстрела. Если в силу каких-нибудь причин потребовалось разрядить орудие, то необходимо сначала переключить выключатель предохранителя для разрешения открывания затвора. Для смягчения отдачи на противооткатные устройства и лафет, МЛ-20 оснащалась мощным массивным дульным тормозом щелевидного типа.
Отличительной особенностью МЛ-20 является уникальное сочетание различных углов возвышения и начальных скоростей снаряда, которые задаются выбором одного из тринадцати метательных зарядов. В результате универсальное орудие могло использоваться и как гаубица, стреляющая по навесной траектории с относительно небольшой скоростью снаряда, и как пушка - по настильной траектории с высокой скоростью снаряда. Орудие оснащалось как телескопическим прицелом для стрельбы прямой наводкой, так и артиллерийской панорамой для стрельбы с закрытых позиций. Для транспортировки МЛ-20 использовались тяжёлые гусеничные артиллерийские тягачи «Ворошиловец» и «Коминтерн».
Тактико-техническая характеристика
Боевая масса | 7.27 т |
Боевой расчет | 9 чел. |
Габариты | 8000 (8170 на марше) х2345х2270 мм |
Длина ствола | 4240 мм |
Калибр | 152.4 мм |
Масса снаряда осколочно-фугасного | 43.56 кг |
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда | 655 м/с |
Эффективная дальность стрельбы бронебойным снарядом | 17.23 км |
Максимальная дальность стрельбы бронебойным снарядом | 20.5 км |
Время перевода пушки из походного положения в боевое | 8-10 мин |
Максимальная скорость транспортировки: - по шоссе - в полевых условиях |
20 км/ч 5.8 км/ч |