Гаубица Б-4. 203-мм
Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ. Работы вначале возглавлял Ф.Ф. Лендер. Первый опытный образец гаубицы был изготовлен в начале 1931 года на заводе «Большевик», а серийное производство артсистемы развернули в следующем году. 203-мм орудие предназначалось для разрушения особо прочных сооружений противника из железобетона и броневой стали, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта.
Гаубица Б-4 отличалась скрепленным или моноблочным стволом с лейнером и тяжелым лафетом на гусеничном ходу. Лафет обладал высокой проходимостью и позволял вести огонь с грунта без использования специальных упоров и платформ. В походном положении орудие разбиралось на две части (ствол и лафет) и транспортировалось на двух повозках со скоростью около 15 км/ч. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания с десятью различными зарядами. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами весом около 100 кг. Для облегчения заряжания в задней части гаубицы монтировалась лебедка.
Тактико-технические данные
Калибр |
203,4 мм |
Масса в боевом положении |
17 700 кг |
Длина ствола |
5 087 мм |
Угол ГН |
4° |
Угол ВН |
60° |
Начальная скорость снаряда |
от 288 до 607 м/с |
Скорострельность |
1 выстрел за 2 минуты |
Масса фугасного снаряда Ф-625 (Т) |
100 кг |
Масса бетонного снаряда Г-625 (Т) |
100-146 кг |
Макс. дальность стрельбы |
17 890 м |