Гаубица Б-4. 203-мм

Разработка орудия началась в 1927 году в КБ Арткомитета ГАУ. Работы вначале возглавлял Ф.Ф. Лендер. Первый опытный образец гаубицы был изготовлен в начале 1931 года на заводе «Большевик», а серийное производство артсистемы развернули в следующем году.  203-мм орудие предназначалось для разрушения особо прочных сооружений противника из железобетона и броневой стали, а также для уничтожения целей, находящихся вдалеке от линии фронта.

 Гаубица Б-4 отличалась скрепленным или моноблочным стволом с лейнером и тяжелым лафетом на гусеничном ходу. Лафет обладал высокой проходимостью и позволял вести огонь с грунта без использования специальных упоров и платформ. В походном положении орудие разбиралось на две части (ствол и лафет) и транспортировалось на двух повозках со скоростью около 15 км/ч. Боекомплект Б-4 состоял из выстрелов раздельного картузного заряжания с десятью различными зарядами. Стрельба велась фугасными и бетонобойными снарядами весом около 100 кг. Для облегчения заряжания в задней части гаубицы монтировалась лебедка.


                                                    Тактико-технические данные

Калибр                                             

203,4 мм

Масса в боевом положении

17 700 кг

Длина ствола           

5 087 мм

Угол ГН        

Угол ВН

60°

Начальная скорость снаряда

от 288 до 607 м/с

Скорострельность

1 выстрел за 2 минуты

Масса фугасного снаряда Ф-625 (Т)

100 кг

Масса бетонного снаряда Г-625 (Т)

100-146 кг

Макс. дальность стрельбы

17 890 м