Гаубица М-30 122-мм

 
 

122-мм гаубица образца 1938 г. М-30

Годы выпуска: 1939-1955

Выпущено: 19 266 единиц

Для поддержки действий стрелковых дивизий требовалась дивизионная артиллерия, способная в случае необходимости подавить вражеские батареи. На основе опыта Первой мировой войны в СССР в 30-е годы были созданы новые артсистемы повышенной дальности и точности стрельбы. В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.

Опытный образец гаубицы, обозначенной М-30, поступил на государственные испытания в сентябре 1938 года. Год спустя орудие было принято на вооружение под обозначением «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» и запущено в массовое производство. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной. Этого  было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков.

Конструкция лафета гаубицы позволяла вести огонь с большим углом возвышения. На лафете крепились гидравлический тормоз отката, подъемный секторный механизм, поворотный и уравновешивающий механизмы, ходовая часть с подрессоренным передком, раздвижные станины и щитовое прикрытие. Поршневой затвор открывался и закрывался с помощью рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производились спусковым шнуром.

«Гаубица М-30 может применяться для борьбы с танками, САУ и другими бронированными машинами», - говорилось в наставлении к М-30. Тяжелый снаряд  М-30 при попадании в танк, даже не пробивая брони, нередко вызывал детонацию боекомплекта внутри бронированной коробки.

По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

гаубица М-30 архив (1) гаубица М-30 архив (3) гаубица М-30 архив (2) 

Тактико-техническая характеристика

Боевая масса  2.36-2.5 т
Боевой расчет   8 чел.
Габариты  5900 (8600 с передком) х1975х1820 мм
Длина ствола   2800 мм
Калибр  121.92 мм

Масса снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

 

 3.76 кг

 2.18 кг

Начальная скорость снаряда:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

 

 515 м/с

 570 м/с

Скорострельность  5-6 выст./мин

Максимальная дальность стрельбы:

- осколочно-фугасный

- кумулятивный

 

 4.0 км

 11.8 км

Время перевода гаубицы из походного положения в боевое  1.0 -1.5 мин

Максимальная скорость транспортировки по шоссе

 50 км/ч