ГАЗ-4
В конце 1933 года по личной инициативе работников конструкторского бюро Горьковского автозавода на базе легкового автомобиля ГАЗ-А был построен пикап, получивший индекс ГАЗ-4. Это новый тип кузова не имел отечественных аналогов и никогда раньше не выпускался советской автомобильной промышленностью.
Не смотря на действие договора о технической помощи со стороны Ford Motor Company, при разработке ГАЗ-4 советские специалисты не имели возможности прибегнуть к помощи американской компании. Дело в том, что на заводах Ford Motor Company выпускались лишь базовые автомобили, а все специальные модификации собирались различными кузовными мастерскими. Следует отметить, что пикапы разных мастерских отличались не только конструкцией кузова, но и размерами грузовой платформы, высотой бортов. Выбор конструкторов горьковского автозавода на начальном этапе разработки новой модели остановился на конструкции пикапа с интегрированной грузовой платформой. Тем самым разработчики отказались от прямого копирования конкретного американского образца, взяв лучшее от различных конструкций.
При разработке ГАЗ-4 основное внимание было уделено объему грузовой платформы универсального назначения. Так пикап мог перевозить 400 кг груза или шестерых человек на откидных скамейках, закрепленных вдоль бортов. На штампованную клепанную раму трапециевидной формы с лонжеронами и траверсами коробчатого сечения в передней части крепились 4-ступенчатая коробка передач и рядный четырехцилиндровый двигатель с чугунным блоком цилиндров объемом 3,28 л и мощностью 40 л.с. Чугунный блок цилиндров был отлит вместе с верхней половиной картера, нижняя половина была штампованной стальной. Головка блока была выполнена также из чугуна. Перед двигателем крепился радиатор водяного охлаждения. Для передачи крутящего момента служило однодисковое, сухое сцепление. Бак был расположен между моторным щитом и приборной панелью, бензин из него самотеком поступал в карбюратор.
Передняя ось и задний мост автомобиля ГАЗ-4 подвешивались к раме на поперечных полуэллиптических рессорах, а плавность хода обеспечивали гидравлические амортизаторы рычажного типа. Задний мост был соединен с КПП карданным валом, жестко прикрепленным к картеру главной передачи. К осям автомобиля крепились спицевые колеса. Механический рабочий тормоз действовал через тросовый привод на все колеса, а ленточный ручной тормоз блокировал только заднюю пару.
В передней части шасси устанавливалась двухместная кабина от грузового автомобиля ГАЗ-АА с дерматиновой вставкой на потолке. Для прямого доступа к моторному отсеку с каждой стороны кузова были предусмотрены открывающиеся боковины. Защитой кузова от мелких повреждений служил передний бампер из двух упругих стальных полос. Цельное лобовое стекло поворачивалось в раме и фиксировалось барашками. В верхней его части размещался единственный дворник стеклоочистителя с вакуумным приводом, обеспечивавший водителю видимости в непогоду. На поперечине между передними крыльями крепился звуковой сигнал и две электрический фары освещения дороги. Между передними и задними крыльями располагались подножки для удобной посадки в салон автомобиля, а нише переднего левого крыла размещалось запасное колесо.
Прямым назначением ГАЗ-4 были работы связанные с грузоперевозками, в том числе обеспечение машинно-тракторных станций, обслуживание тракторов и комбайнов в поле, перевозки небольших бригад к месту работы в совхозах и колхозах, почтовые перевозки и перевозки различных государственных курьерских служб. Позже пикапы вызвали интерес и у военных. В армии ГАЗ-4 использовался в качестве штабных машин, автомобилей доставки к самолетам горячего питания в термосах для летчиков, авиадесантных автомобилей (с открытой кабиной и без лобового стекла, их предполагалось перевозить под фюзеляжем тяжелых бомбардировщиков на специальной подвеске).
В ходе эксплуатации ГАЗ-4 был выявлен ряд недостатков конструкции пикапа. Так, на разбитых дорогах с полной нагрузкой жестко связанная в одно целое кабина и грузовая платформа на эластичной раме быстро «разбалтывалась», кузов терял целостность и приходил в негодность.
Пикап ГАЗ-4 послужил базой для создания ряда модификаций и спецавтомобилей:
санитарный автомобиль на базе ГАЗ-4 – опытный медицинский автомобиль (1933 год);
5АК-1 «Призма» — более мощная мобильная армейская радиостанция (1937—1939 год);
5АК-1М «Призма» — мобильная армейская радиостанция с расширенным диапазоном частот.
Всего с 1933 по 1936 год в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода (бывший Государственный автосборочный завод №1) было изготовлено 5265 пикапов ГАЗ-4: 1933 год – 257 шт., 1934 год – 1734 шт., 1935 год – 2342 шт., 1936 год – 932 шт.
Техническая характеристика
Количество мест | 6 |
Габариты | 4080х1710х1825 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый, нижнеклапанный |
Мощность | 40 л.с. при 2200 об/мин |
Объем | 3285 см3 |
Снаряженная масса | 1080 кг |
Скорость | 90 км/ч |
Расход топлива | 12 л /100 км |