ГАЗ-51 автолестница АЛ-17
Автолестница для пятиэтажек.
Строить пятиэтажные многоподъездные жилые дома, формой похожие на коробку, в Москве и других городах СССР начали еще в 30-х годах. После войны в большом количестве строились капитальные кирпичные «сталинские» пятиэтажки с высокими потолками. Наконец, в 1956-1957 годах освоено строительство серийных панельных и кирпичных пятиэтажек промышленным методом, целыми кварталами сразу - так называемых «хрущевок». Символом пятиэтажной хрущевской застройки стал район Новых Черемушек на Юго-Западе Москвы. Кроме того, в пять этажей строились здания многих учреждений, например, типовые московские школы рубежа 50-60-х годов.
Для проведения спасательно-эвакуационных работ в 5-этажных зданиях пожарная охрана выдала задание на разработку 17-метровых автолестниц. Их появление как раз совпало с началом массового промышленного строительства пятиэтажек - «хрущевок». Первые же инженерные расчеты показали, что для относительно небольшой 17-метровой лестницы не понадобится шасси тяжелого грузовика. Для этой цели вполне подходит самый массовый и дешевый в СССР 50-х годов грузовой автомобиль ГАЗ-51. В результате во второй половине 50-х Новоторжокский завод противопожарного оборудования начал поставку в пожарные части, расположенные в районах новой пятиэтажной застройки, «газиков» с лестницами, получившими индекс по своей максимальной длине - АЛ-17. Для ее установки не пришлось вносить радикальных изменений в шасси грузовика, даже длина базы и заднего свеса рамы остались стандартные. Лестница опиралась на шасси автомобиля как раз в районе заднего моста.
В первые годы выпускалась лестница с ручным приводом АЛГ-17(51)ЛТ. С 1962 года ей на смену пришла АЛГ-17(51)ЛЧ с гидравлическим приводом, который автоматизировал выдвижение и поворот лестницы. Механизмы лестницы приводились в действие от обычной коробки отбора мощности, которая серийно применялась на самосвалах, мусоровозах, пожарных автоцистернах, тоже массово строившихся на шасси ГАЗ-51. Лестницы серии АЛ-17 поднимались от горизонтального положения на 80 градусов и поворачивались вокруг своей оси на 360 градусов.
ГАЗ-51 с лестницей АЛ-17 прославился в качестве игрового автомобиля в знаменитом советско-итальянском фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» (в зарубежном прокате - "Эта безумная, безумная гонка по России"). Там есть сцена, где три итальянских гостя и сопровождающий их сотрудник КГБ на ходу выдвигают вперед пожарную лестницу и прямо на высокой скорости перебираются по ней на крышу едущих в 17-ти метрах впереди «Жигулей» с главной героиней за рулем. Конечно, в реальности развернуть лестницу движущегося пожарного автомобиля невозможно, но кинотрюк получился незабываемый.
В Музее представлена «гидравлическая» модификация лестницы для пятиэтажек АЛГ-17ЛЧ. Точно такая же машина, тоже сохранившаяся в хорошем состоянии, установлена в качестве памятника в московских Новых Черемушках - перед зданием Управления МЧС по Юго-Западному административному округу столицы.
Техническая характеристика
Расчет | 2 человека |
Габаритные размеры шасси | 5715х2280х2130 мм |
Колесная база | 3300 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, нижнеклапанный ГАЗ-51 |
Рабочий объем | 3480 см3 |
Мощность | 70 л.с. при 2800 об/мин |
Снаряженная масса | 2710 кг |
Полная масса | 5150 кг |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Расход топлива | 25 л/100 км |