ГАЗ-6
Как известно базой для начала производства легковых автомобилей в СССР по договору о техническом сотрудничестве с Ford Motor Company послужил Ford Model A Standart Phaeton, который после незначительных доработок был запущен в серийное производство под названием ГАЗ-А.
Новый отечественный автомобиль, требовавший для производства минимальных затрат металла на единицу продукции и обеспечивал минимальную стоимость, обладал рядом недостатков. Так, если в южных районах эксплуатация автомобиля был вполне комфортной, то для северных районов, к которым относилась и Москва, она едва подходила. Также, в качестве служебного автомобиля ГАЗ-А полагался и партийным функционерам, которые были недовольны его продуваемостью во время ветреной погоды и недостаточной мягкостью хода на ухабистых дорогах.
Многие автомобили поступили и в таксопарки крупных городов страны, но вскоре были выявлены недостатки и в этой сфере: автомобиль с открытым кузовом без отопления и без багажника плохо подходили для работы в такси. После выхода 21 августа 1933 года постановления Совнаркома об обеспечении всех выпускаемых легковых автомобилей закрытыми кузовами, конструкторы Горьковского автозавода приступили к разработке закрытого кузова на шасси ГАЗ-А. Проектирование нового кузова поручили конструктору Юрию Наумовичу Сорочкину. Выбор был сделан в пользу закрытого четырехдверного кузова «седан». Так как все специальные модификации Ford Motor Company изготавливала не на своих основных заводских линиях, а по заказу сторонними кузовными мастерскими, советским конструкторам пришлось обойтись без помощи американской компании.
Конструкторскому бюро при проектировании закрытого кузова были поставлены три условия: кузов должен быть красивым, его производство - недорогим, и освоение выпуска также не должна требовать капитальных затрат. Поэтому, просмотрев многочисленный иностранные аналоги, за основу было решено взяв Ford-A Fourdor образца 1930 модельного года, при максимальной унификации с уже выпускаемыми автомобилями. Для производства легкового ГАЗ-6 широко использовались узлы грузовой кабины ГАЗ-АА «Полуторки»: передние двери, передок, лобовой брус, замочная стойка. Помимо этого, были использованы обрезанные с угла передние двери кабины ГАЗ-АА для задних дверей ГАЗ-6, задняя часть пола фаэтона ГАЗ-А, вся дверная арматура и целый ряд мелких деталей, находившихся в производстве.
Производство кузовов ГАЗ-6 было налажено на рубеже 1933 - 1934 годов не на самом горьковском автозаводе, а на его филиале в Канавино (Заречная часть Нижнего Новгорода.) До 1929 года он был канавинским заводом сельскохозяйственных машин «Гудок Октября», с 1929 по 1932 год – одноименным автосборочным заводом, где велась конвейерная сборка «Фордов» - «А» и «АА», а после пуска в 1932 году нижегородского (горьковского) автогиганта на него возложили функцию опытного, мелкосерийного и ремонтного производства.
Несмотря на то, что кузов ГАЗ-6 в общих чертах был позаимствован у американских аналогов, повторял формы и стилистику легковых машин Ford и других фирм США конца 1920-х – начала 1930-х годов, все же он является первым образцом закрытого легкового автомобиля в советском кузовостроении, а опыт, накопленный при работе над ГАЗ-6 и другими закрытыми разновидностями ГАЗ-А, очень пригодился затем при разработке и доводке знаменитой ГАЗ-М1 («Эмки») и ее модификаций.
В 1934 году были изготовлены первые семь легковых автомобилей с закрытым кузовом, получивших название ГАЗ-6 «Пионер». Всего за годы производства с 1934 по 1936 год в экспериментальном кузовном цехе Горьковского автозавода было изготовлено 60 автомобилей ГАЗ-6 «Пионер». Столь малое количество можно объяснить тем, что производство в основном было загружено выпуском пикапов ГАЗ-4 и автобусов ГАЗ-03-30. К тому же изготовление закрытых кузовов оказалось достаточно сложным и трудоемким. Так, из-за отсутствия необходимых штампов заднюю часть кузова приходилось выколачивать молотками вручную. Все это делало машину дорогой и сложной в производстве.
Из-за незначительного количества выпущенных единиц ГАЗ-6 не получили широкого применения. И все несколько автомобилей, будучи переоборудованными в кареты скорой помочи, получили специализированное назначение.
Техническая характеристика
Количество мест | 4-5 |
Габаритные размеры | 4000х1710х1835 мм |
Колесная база | 2630 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, 4-цилиндровый, нижнеклапанный |
Мощность | 40 л.с. при 2200 об/мин |
Объем | 3285 см3 |
Снаряженная масса | 1200 кг |
Скорость | 85 км/ч |
Расход топлива | 12-13 л /100 км |