Аэросани-амфибия СКБ А.Н.Туполева А-3ПС

Аэросани-амфибия А-3ПС предназначались для решения тактико-технических задач во время проведения поисково-спасательных работ в условиях бездорожья. В салоне амфибии размещался водитель-механик, два члена экипажа спасаемого объекта и сопровождающий врач.

  А-3ПС архив (3)

Продуманная конструкция допускала эксплуатацию аэросаней-амфибии без каких-либо изменений в течении все года: зимой – на снегу и льду; летом – на воде; осенью и весной – на тонком непрочном льду и на воде.

Конструктивные особенности аэросаней-амфибии А-3ПС, как, в прочем, и у А-3 состояли в том, что корпус, выполненный в виде лодки-лыжи, специальный воздушный винт и эффективная система управления обеспечивали хорошую устойчивость и маневренность, а малая удельная нагрузка на днище – высокую проходимость, позволяя скользить, не проваливаясь, по рыхлому снегу и глиссировать по воде.

Аэросани-амфибии проходили полыньи, разводья и наледи, кустарники и камыши высотой до 1 м, редкий лес, заросшие водоемы, мелководья глубиной до 0.2 м, подъемы и спуски по 12-15°, водное пространство с высотой волны до 0.5 м, небольшие торосы, надувы и заструги. В исключительных случаях, данные амфибии обеспечивали проходимость по мелководью неограниченной протяженности глубиной до 0.05 м и по отмелям длинной 50-100 м. Наиболее выгодными условиями для эксплуатации был рыхлый целинный снег (зимой) и малые несудоносные реки и озера (летом).

А-3ПС архив (2) 

Оборудование кабины включало кресло водителя, спецкресла для размещения экипажа спасаемого объекта, диван – для сопровождающего врача и декоративные панели тепло-звукоизоляции.

Основными световыми приборами, служащими для освещения пути и сигнализации, являлись две боковые фары с оптическими элементами автомобильного типа, поворотная фара-прожектор. Так же, амфибия была оснащена бортовыми навигационными огнями, светосигнальным самолетным огнем, предназначенным для светообозначения машины в условиях ухудшенной видимости, и ручным прожектором для подачи световых сигналов с борта аэросаней-амфибии с целью обнаружения спасаемого объекта.

К спецоборудованию А-3ПС можно отнести радиотехническое оборудование, которое служило средством связи с самолетами и вертолетами, с наземными объектами, находящимися на воде; для обнаружения спасаемого объекта; для наведения аэоросаней на спасаемый объект; для обнаружения самих аэросаней при плохих метеорологических условиях и для внутренней связи в аэросанях.

Спасательное оборудование амфибии включало: огнетушитель, якорь с 20-метровым капроновым канатом, багор, весла, спасательные жилеты, швартовый 20-метровый капроновый канат с бросательным концом, сигнальную и ночную светосигнальную отмашки, кормовую плиту, аварийный трап, съемный мостик, лодку ЛАС 5-М3, причальное устройство, складной медицинский щит с привязанной системой и подставкой, ручной прожектор.

К месту эксплуатации аэросани-амфибии буксировались по снегу и воде, при этом за рулем буксируемых машин должен был находиться водитель. При необходимости переброски А-3СП  по дорогам на дальние расстояния использовали специальное транспортировочное приспособление АС1139-0. Иногда аэросани А-3СП транспортировались с помощью грузовой кабины или внешней подвески вертолета Ми-6 и Ми-8, в грузовой кабине самолета Ан-12 или на грузовой платформе автомобиля ГАЗ-53.

 

Число мест  4
Двигатель  бензиновый, авиационный, поршневой М-14Б
Мощность  350 л.с.
Длина (со снятыми рулями)  6110 (4910) мм
Высота  2180 мм
Ширина   2160 мм
Крейсерская скорость хода  60 км/ч 
Масса сухая/ полная  1500/ 2100 кг

Максимальная скорость:

- по воде

- по снегу

 

 76 км/ч

 100 км/м

Максимальная дальность хода:

- по воде

- по снегу

 

 200 км

 500 км

Минимальный радиус поворота при минимальной скорости движения  7-10 м (на воде и снегу)