Аэросани-амфибия СКБ А.Н.Туполева А-3
Испытания первого образца аэросаней-амфибии А-3, разработанной под руководством инженера Глеба Васильевича Махоткина, прошли в 1961 году на Истринском водохранилище.
Став серийной, амфибия служила как машина связи, медицинской помощи, а также в пограничных войсках. Она перевозила пассажиров и грузы в условиях бездорожья в любое время года. Интересно, что амфибии А-3 использовали в качестве носителей киноаппаратуры на съемках фильма Сергея Бондарчука «Война и мир».
Аэросани А-3 могли преодолевать заросшие водоемы, мелководье глубиной до 20 см, исключительных случаях она могла снижаться до 5 см. Глубокий снег и наледь машина проходила на высокой скорости, и не в ущерб комфорту пассажиров. Плавные формы кузова амфибии, отсутствие выступающих частей, не только уменьшали сопротивление движению, но и позволяли машине проходить по метровому кустарнику и редкому лесу.
Корпус амфибии был металлический, клепаный, герметичный. Каркас состоял из поперечного и продольного силовых наборов, к которым крепилась обшивка. Скользящее дно выполнялось из наклеенных снаружи листов полиэтилена и стеклопластика. По контуру полиэтилен дополнительно крепился болтами.
В кабине установлены четыре сиденья с откидывающимися спинками и амортизаторами. Рабочее место водителя расположено в передней части кабины слева, как в автомобиле. Штурвал, приборная доска, пульт управления двигателем, топливной и воздушной системами - все как у других транспортных средств. В носовой части амфибии расположен багажник, а по бортам - топливные баки емкостью 350 л. Относительно малые габариты позволяли транспортировать А-3 в кузове грузового автомобиля, в грузовых кабинах самолетов и вертолетов.
Аэросани-амфибия меньших размеров и массы были заказаны Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И.Брежневым. Ознакомившись с А-3, он попросил для охоты сделать ему нечто подобное, но меньших габаритов. Был подготовлен проект аэросаней-амфибии массой 400 кг, длиной 4.5 м и шириной 1.8 м. Четырехместная машина с двигателем мощностью 35 л.с. развивала по снегу и воде скорость 40-50 км/ч. Всего построено три экземпляра: два передали в Государственный охотничий заказник Завидово, третий использовали на базе в Дубне для испытательных целей. Создание удачной и нужной в народном хозяйстве амфибии А-3 было отмечено наградами ВДНХ в 1965 году.
В Музее представлены аэросани-амфибия А-3 1977 года выпуска.
Техническая характеристика
Число мест | 4 |
Двигатель | бензиновый, авиационный, поршневой М-14Б |
Мощность | 350 л.с. |
Длина | 6110 мм |
Ширина | 2160 мм |
Высота | 1270 мм |
Масса сухая/ полная | 1120/ 2100 кг |
Максимальная скорость по воде | 76 км/ч |
Максимальная скорость по снегу | 100 км/ч |