Horch 901

Для штабных подразделений дивизий и корпусов Вермахта и войск СС автомобильная промышленность Германии производила значительное количество средних и тяжелых легковых автомобилей повышенной проходимости. Типичным представителем серии средних легковых автомобилей является Horch 901 (Horch EFm, специальная машина Kfz. 15), выпускавшийся на заводе Auto Union в немецком городе Цвиккау с 1937 по 1944 годы.

Автомобиль имел стандартный армейский кузов с узкими трапециевидными дверками и брезентовым верхом, а также полный «внедорожный пакет». Проходимость внедорожника была отличная. Необычным решением можно считать, например, закрепленные по бокам автомобиля запасные колеса. Они свободно вращались, позволяя преодолевать особо сложные участки, не рискуя зацепить узлами шасси землю. Два топливных бака общим объемом в 110 литров давали этой машине запас хода до 400 километров. Минусом модели Horch 901 была сложность  конструкции, что требовало большого объема работ по ее техническому обслуживанию. Несмотря на это, лучшая проходимость среди автомобилей этого класса не могла не привлечь обширных армейских заказов.

normal_001-5-2003 4e89765c horch901_41

Примерно от 50 до 100 машин было выпущено со специальным кузовом типа «кабриолет». Выпуск модификации Horch 901 с опорными колесами прекратился в 1940 году. К тому времени было выпущено около 12 тысяч автомобилей. Затем кузов был упрощен, расширен, удалены опорные колеса, так появился Typ 40, снятый с производства в 1943 году и разошедшийся тиражом из 2911 машин. После войны они исчезли довольно быстро – сказались сложная конструкция, отсутствие запчастей и должного ухода.

 horch_901_sd.kfz-15_1horch_901_kfz-15_1

В наше время во всем мире известно не более десяти отреставрированных и поставленных на ход Horch 901. Именно поэтому Horch 901 является огромной редкостью не только в России.

Представленный в нашем музее Horch 901  был выпущен в 1937 году, после чего долгое время воевал на Восточном фронте. В августе 1939 года он был отправлен на службу в 71-ую пехотную дивизию, которая на тот момент только начала формироваться. Автомобиль Horch 901 использовался командиром данной дивизии, Александром фон Картманном.

В 1943 году в Сталинградском котле во время советской операции «Кольцо» 71-ая пехотная дивизия была полностью уничтожена. Александр фон Картманн был ранен и вскоре погиб, а его Horch 901 оказался в руках Красной Армии. Во время боевых действий автомобиль практически не пострадал.

В мае 2010 года Horch 901 был передан в музей и после небольшого комплекса реставрационных работ занял достойное место в экспозиции. 

 

Техническая характеристика

Экипаж 6-7 человек
Грузоподъемность 600 кг
Габаритные размеры 4700х1850х2070 мм
Колесная база 3100 мм
Колея 1532 мм
Двигатель

бензиновый, карбюраторный, V-образный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный

Рабочий объем 3517 см3
Мощность 80 л.с. при 3600 об/мин
Масса 2700 кг
Максимальная скорость 90 км/ч

Расход топлива:

по пересеченной местности

по шоссе

 

36 л/100 км

26 л/100 км