ИЖ-Юпитер
Разработкой первого послевоенного дорожного ижевского мотоцикла с двухцилиндровым двигателем конструкторы завода занимались в 1957-1958 годах. Изначально модели присвоили индекс ИЖ-58, но на рынок она вышла под маркой «Юпитер». Массовый выпуск этого мотоцикла начался в 1961 году.
Мотоцикл сохранил экипажную часть, аналогичную одноцилиндровым моделям завода - ИЖ-56 и «ИЖ-Планета», но получил полностью новый двигатель - двухцилиндровый, двухтактный, с вертикальным рядным расположением цилиндров воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. Карбюратор закрыт специальными кожухами, имевшими металлическую задвижку для доступа при пуске, и контактно-масляный воздушный фильтр. Детали шатунно-поршневой группы (поршень, шатун, поршневые кольцa, поршневой палец, стопорные кольца, ролики подшипника нижней головки шатуна) унифицированы с соответствующими деталями двигателя мотоцикла К-175 Ковровского завода. Правда, для достижения идеально синхронной работы обоих цилиндров, требовалась тонкая настройка карбюратора и зажигания.
Двухплечевая педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач. «Иж-Юпитер», как и все последующие двухцилиндровые модели, оснащался механизмом автоматического выключения сцепления. Передний подрессоренный грязевой щиток прикреплен на литом кронштейне к нижнему мостику передней вилки, что исключает возможность забивания его грязью.
Большое количество мотоциклов «ИЖ-Юпитер» выпускалось с коляской. На первые выпуски ставили коляску БП-58 от ИЖ-56, потом ей на смену пришла модернизированная коляска БП-62. У коляски была торсионная подвеска колеса и пружинная подвеска кузова.
Впоследствии завод выпускал большое количество модификаций и модернизированных вариантов мотоцикла «ИЖ-Юпитер», последний из которых, «ИЖ-Юпитер-5» снят с производства в 2008 году.
Техническая характеристика
Число мест | 2-3 |
Габаритные размеры (одиночка) | 2115х780х1025 мм |
Ширина и колея с коляской | 1650х1170 |
Колесная база | 1456 мм |
Двигатель | Бензиновый, карбюраторный, двухтактный, двухцилиндровый, рядный |
Рабочий объем | 347 см3 |
Мощность | 18 л.с. при 4700-5100 об/мин |
Масса | 160 кг (одиночка), 255 кг (с коляской) |
Максимальная скорость | 110 км/ч (одиночка), 95 км/ч (с коляской) |
Расход топлива | 6 л/100 км |