Klockner (Magirus) Deutz S3000
Марка грузовых и пожарных автомобилей Klockner-Deutz считается экзотической. На самом деле, торговую марку машиностроительного концерна, основанного Петером Клёкнером, накануне Второй мировой войны, носили машины знаменитой немецкой компании Magirus. Точнее, марка Klockner-Deutz вошла в историю, как «переходная» между брендами Magirus и Magirus-Deutz.
Для самой фирмы Magirus пожарные машины были первичны по отношению к грузовым. Еще в 1864 году Конрад Дитрих Магирус основал в родном городе Ульме предприятие по производству пожарного инвентаря. К началу ХХ века одним из видов продукции фирмы стали паровые пожарные насосы, устанавливавшиеся на конные повозки - типичное для того времени средство пожаротушения. В 1902-1907 годах фирма Magirus начала изготавливать самоходные шасси для своих паровых насосах. Со временем она превратилась в производителя пожарных автомобилей. В начале Первой мировой войны со стороны правительства Германии стали поступать заказы на армейские грузовики, и фирма из Ульма освоила их выпуск, став одним из поставщиков вооруженных сил. Magirus активно выпускал грузовики и после войны, так как спрос на них тогда был выше, чем на пожарные машины.
Однако производство пожарной техники никуда не делось. В 20-е годы Magirus строил лестницы и автонасосы даже для Советской России - за конвертируемые нэповские червонцы их закупала отвечавшая за автомобилизацию страны контора «Автопромторг». К концу 20-х годов Magirus стал европейским лидером по производству пожарных машин. С 1928 года по инициативе Главного конструктора Карла Виллиха Magirus начал переходить от бензиновых двигателей к дизельным, более подходившим для тяжелой, требовавшей высокой мощности, пожарной и грузовой технике.
В 30-е годы у фирмы начались проблемы субъективного характера. Внук основателя Конрада Дитриха Адольф Магирус не проявил себя эффективным менеджером. Допущенные им ошибки в управлении компанией привели к тому, что по настоянию сотрудничавших с Magirus банков, он был вынужден уступить свой пост президенту торговой палаты Штутгарта Фрицу Кину. Новый руководитель поправил дела фирмы с помощью нового партнера - машиностроительной компании Humboldt-Deutz. Эта компания, среди прочего, производила дизели для грузовых машин, подходившие к выпускавшимся тогда автомобилям Magirus. 5 марта 1936 года компании Magirus и Humboldt-Deutz подписали соглашение об объединении сроком на 50 лет. Через два года, в 1938-м году, компания Humboldt-Deutz была преобразована в концерн Klockner-Humboldt-Deutz. С этого времени машины, выпускавшиеся автомобильно-пожарным заводом в Ульме, получили новую марку Klockner-Deutz. По некоторым данным, она сосуществовала с торговой маркой Magirus-Deutz - разные модели и модификации грузовых и пожарных автомобилей могли носить тот или другой бренд. После Второй мировой войны название Klockner-Deutz перестало применяться на автомобилях, осталось только более привычное Magirus-Deutz.
В Музее представлен пожарный автомобиль 1943 года выпуска, согласно идентификационной заводской табличке, носящий как раз марку Klockner-Deutz. Он относится к семейству грузовиков грузоподъемностью 3 тонны, которое появилось в 1939 году и носило индексы S330 и S3000. Это были самые легкие машины в модельном ряду компании, производившей также 4,5-тонные и 6,5-тонные грузовики. В серию S3000 входили бортовые автомобили, шасси для фургонов, различной специальной техники и, конечно же, пожарные машины. Интересно, что помимо традиционных заднеприводных, у S3000 существовали модификации повышенной проходимости - полноприводные (4х4) и полугусеничные автомобили.
У музейной пожарной машины Klockner-Deutz S3000 обычное шасси - с приводом на заднюю ось. Кузов к тому времени уже приобрел облик, характерный для пожарных машин общего назначения, выпускавшихся потом не одно десятилетие после войны. Капот и передняя часть кабины пожарного автомобиля такие же, как у грузовика. Но сзади кабина двойная, «пожарная», со второй парой дверей и задним сиденьем для пожарного расчета. Появление «двойной кабины» стало рывком вперед в плане комфорта и безопасности для бойцов расчета, прежде ездивших на открытых «линейках». Двойная кабина выполнена, как единое целое с задней частью кузова, в которой скрываются цистерна и насос. А снаружи вдоль бортов тянутся крышки ящиков для рукавов, инвентаря, инструмента. На крыше есть кронштейны для лестниц и пеналов, которые не сохранились.
Весь кузов изготовлен по технологии, типичной для 30-50-х годов. Несущий каркас и элементы внутренней отделки изготовлены из дерева, а снаружи - обшивка из стального листа. Характерные для пожарного автомобиля длинные подножки, тянущиеся от передних до задних крыльев, выполнены из дерева. Стальные крылья достаточно простые по форме. Фары установлены не на крыльях, а на «ножках», прикрепленных к переднему бамперу. Характерная черта немецких пожарных машин - огромный прожектор на ножке возле правой передней стойки кузова. При движении прожектором управляет не водитель, а сидящий рядом командир расчета. Спецсигналами служат два синих фонаря на крыше и дополнительный рожок звукового сигнала на левом крыле. Интересная особенность, характерная для европейских капотных грузовиков - торчащие по краям бампера мощные габаритные «усы», увенчанные шариками. Они позволяют водителю точно ориентироваться при маневрах, так как углы передних крыльев и бампера из кабины не видны. Их, особенно с правой стороны, закрывает капот.
Как ни странно, на автомобиль установлен не дизель, а бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель. Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Так как гидроусилителя руля нет, рулевое колесо довольно большого диаметра - чтобы при вращении увеличить плечо рычага. Колеса крепятся к ступицам восемью шпильками, как у грузовиков ЗИЛ.
Завод в Ульме был частично разрушен во время бомбардировок в 1944 году. Оказавшись после войны в западной оккупационной зоне, он был достаточно оперативно восстановлен. Уже осенью 1945-го вновь начался выпуск «трехтонок» серии S3000, теперь уже под названием Magirus-Deutz. В 1948 году появились автомобили нового послевоенного поколения, на которых начали применять дизели Deutz с воздушным охлаждением. Снова продукцией стали грузовые и пожарные машины различного назначения, а также автобусы. Компания Magirus-Deutz благополучно просуществовала 30 послевоенных лет, но к середине 70-х годов 20-го века, из-за экономического кризиса, столкнулась с серьезными трудностями. Ее практически спас Советский Союз, когда для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» выкупило практически все самосвалы и грузовики, выпущенные Magirus-Deutz примерно за два-три года. Эти машины казались советским водителям верхом надежности и комфорта по сравнению с отечественными МАЗами и КРАЗами. Автомобили Magirus-Deutz, приобретенные по тому контракту, встречались не только на БАМе и в Сибири, но также на московских и подмосковных автобазах, работая на строительстве многочисленных объектов будущей Олимпиады-80. Примерно тогда же в пожарных частях больших городов появились автолестницы Magirus-Deutz.
Окончательно судьба Magirus-Deutz определилась в 1975 году, когда итальянский FIAT, создавая общеевропейский концерн по производству грузовиков IVECO, выкупил эту немецкую компанию у Klockner-Humboldt-Deutz.
Техническая характеристика
Расчет | 7-8 человек |
Габаритные размеры | 6110х2250х2120 мм |
Колесная база | 3650 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный |
Рабочий объем | 4942 см3 |
Мощность | 80 л.с. |
Снаряженная масса | 5820 кг |
Полная масса | 7200 кг |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Расход топлива | 20-26 л/100 км |