Klockner (Magirus) Deutz S3000

SS850005 

Марка грузовых и пожарных автомобилей Klockner-Deutz считается экзотической. На самом деле, торговую марку машиностроительного концерна, основанного Петером Клёкнером, накануне  Второй мировой войны, носили машины знаменитой немецкой компании Magirus. Точнее, марка Klockner-Deutz вошла в историю, как «переходная» между брендами Magirus и Magirus-Deutz.

Для самой фирмы Magirus пожарные машины были первичны по отношению к грузовым. Еще в 1864 году Конрад Дитрих Магирус основал в родном городе Ульме предприятие по производству пожарного инвентаря. К началу ХХ века одним из видов продукции фирмы стали паровые пожарные насосы, устанавливавшиеся на конные повозки - типичное для того времени средство пожаротушения. В 1902-1907 годах фирма Magirus начала изготавливать самоходные шасси для своих паровых насосах. Со временем она превратилась в производителя пожарных автомобилей. В начале Первой мировой войны со стороны правительства Германии стали поступать заказы на армейские грузовики, и фирма из Ульма освоила их выпуск, став одним из поставщиков вооруженных сил.  Magirus активно выпускал грузовики и после войны, так как спрос на них тогда был выше, чем на пожарные машины.

Однако производство пожарной техники никуда не делось. В 20-е годы Magirus строил лестницы и автонасосы даже для Советской России - за конвертируемые нэповские червонцы их закупала отвечавшая за автомобилизацию страны контора «Автопромторг». К концу 20-х годов Magirus стал европейским лидером по производству пожарных машин. С 1928 года по инициативе Главного конструктора Карла Виллиха Magirus начал переходить от бензиновых двигателей к дизельным, более подходившим для тяжелой, требовавшей высокой мощности,  пожарной и грузовой технике.

В 30-е годы у фирмы начались проблемы субъективного характера. Внук основателя Конрада Дитриха Адольф Магирус не проявил себя эффективным менеджером. Допущенные им ошибки в управлении компанией привели к тому, что по настоянию сотрудничавших с  Magirus банков, он был вынужден уступить свой пост президенту торговой палаты Штутгарта Фрицу Кину. Новый руководитель поправил дела фирмы с помощью нового партнера - машиностроительной компании Humboldt-Deutz. Эта компания, среди прочего,  производила  дизели для грузовых машин, подходившие к выпускавшимся тогда автомобилям Magirus. 5 марта 1936 года компании Magirus и Humboldt-Deutz подписали соглашение об объединении сроком на 50 лет. Через два года, в 1938-м году, компания Humboldt-Deutz была преобразована в концерн Klockner-Humboldt-Deutz. С этого времени машины, выпускавшиеся автомобильно-пожарным заводом в Ульме, получили новую марку Klockner-Deutz. По некоторым данным, она сосуществовала с торговой маркой Magirus-Deutz - разные модели и модификации грузовых и пожарных автомобилей могли носить тот или другой бренд. После Второй мировой войны название  Klockner-Deutz перестало применяться на автомобилях, осталось только более привычное Magirus-Deutz.

 Klockner Deutz S3000 (2) Klockner Deutz S3000 (3) Klockner Deutz S3000 (1)

В Музее представлен пожарный автомобиль 1943 года выпуска, согласно идентификационной заводской табличке, носящий как раз марку Klockner-Deutz. Он относится к семейству грузовиков грузоподъемностью 3 тонны, которое появилось в 1939 году и носило индексы S330 и S3000. Это были самые легкие машины в модельном ряду компании, производившей также 4,5-тонные и 6,5-тонные грузовики. В серию S3000 входили бортовые автомобили, шасси для фургонов, различной специальной техники и, конечно же, пожарные машины. Интересно, что помимо традиционных заднеприводных, у S3000 существовали модификации повышенной проходимости - полноприводные (4х4) и полугусеничные автомобили.

Klockner Deutz S3000 (4) Klockner Deutz S3000 (5)

У музейной пожарной машины Klockner-Deutz S3000 обычное шасси - с приводом на заднюю ось. Кузов к тому времени уже приобрел облик, характерный для пожарных машин общего назначения, выпускавшихся потом не одно десятилетие после войны. Капот и передняя часть кабины пожарного автомобиля такие же, как у грузовика. Но сзади кабина двойная, «пожарная», со второй парой дверей и задним сиденьем для пожарного расчета. Появление «двойной кабины» стало рывком вперед в плане комфорта и безопасности для бойцов расчета, прежде ездивших на открытых «линейках».  Двойная кабина выполнена, как единое целое с задней частью кузова, в которой скрываются цистерна и насос. А снаружи вдоль бортов тянутся крышки ящиков для рукавов, инвентаря, инструмента. На крыше есть кронштейны для лестниц и пеналов, которые не сохранились.

P8040052

Весь кузов изготовлен по технологии, типичной для 30-50-х годов. Несущий каркас и элементы внутренней отделки изготовлены из дерева, а снаружи - обшивка из стального листа. Характерные для пожарного автомобиля длинные подножки, тянущиеся от передних до задних крыльев, выполнены из  дерева. Стальные крылья достаточно простые по форме. Фары установлены не на крыльях, а на «ножках», прикрепленных к переднему бамперу. Характерная черта немецких пожарных машин - огромный прожектор на ножке возле правой передней стойки кузова. При движении прожектором управляет не водитель, а сидящий рядом командир расчета. Спецсигналами служат два синих фонаря на крыше и дополнительный рожок звукового сигнала на левом крыле. Интересная особенность, характерная для европейских капотных грузовиков - торчащие по краям бампера мощные габаритные «усы», увенчанные шариками.  Они позволяют водителю точно ориентироваться при маневрах, так как углы передних крыльев и бампера из кабины не видны. Их, особенно с правой стороны, закрывает капот.   

Как ни странно, на автомобиль установлен не дизель, а бензиновый карбюраторный четырехцилиндровый двигатель. Коробка передач - механическая пятиступенчатая. Так как гидроусилителя руля нет, рулевое колесо довольно большого диаметра - чтобы при вращении увеличить плечо рычага. Колеса крепятся к ступицам восемью шпильками, как у грузовиков ЗИЛ.

Завод в Ульме был частично разрушен во время бомбардировок в 1944 году. Оказавшись после войны в западной оккупационной зоне, он был достаточно оперативно восстановлен. Уже осенью 1945-го вновь начался выпуск «трехтонок» серии  S3000, теперь уже под названием Magirus-Deutz.  В 1948 году появились автомобили нового послевоенного поколения, на которых начали применять дизели Deutz с воздушным охлаждением. Снова продукцией стали грузовые и пожарные машины различного назначения, а также автобусы.  Компания Magirus-Deutz благополучно просуществовала 30 послевоенных лет, но к середине 70-х годов 20-го века, из-за экономического кризиса, столкнулась с серьезными трудностями. Ее практически спас Советский Союз, когда для строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали  внешнеторговое объединение «Автоэкспорт» выкупило практически все самосвалы и грузовики, выпущенные Magirus-Deutz примерно за два-три года. Эти машины казались советским водителям верхом надежности и комфорта по сравнению с отечественными МАЗами и КРАЗами. Автомобили Magirus-Deutz, приобретенные по тому контракту, встречались не только на БАМе и в Сибири, но также на московских и подмосковных автобазах, работая на строительстве многочисленных объектов будущей Олимпиады-80. Примерно тогда же в пожарных частях больших городов появились автолестницы Magirus-Deutz.

Окончательно судьба Magirus-Deutz определилась в 1975 году, когда итальянский FIAT, создавая общеевропейский концерн по производству грузовиков IVECO, выкупил эту немецкую компанию у Klockner-Humboldt-Deutz.

 Техническая характеристика

Расчет 7-8 человек 
Габаритные размеры  6110х2250х2120 мм
Колесная база 3650 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный
Рабочий объем 4942 см3
Мощность 80 л.с.
Снаряженная масса 5820 кг
Полная масса 7200 кг
Максимальная скорость 90 км/ч
Расход топлива 20-26 л/100 км