Красный Октябрь Л-300
В конце 20-х годов на Ижстальзаводе известный советский конструктор мотоциклов Петр Владимирович Можаров разработал пять моделей мотоциклов. Начать их серийное производство Ижевский завод был еще не готов. В 1930 году Можаров уехал в Ленинград и возглавил группу конструкторов объединения «Тремасс» (трест массового производства), в которое входили заводы «Промет» и «Красный Октябрь». В результате, уже в сентябре 1930 года была построена первая партия из 25 мотоциклов «Тремасс-300», которые, после испытательного пробега, были приняты к производству под маркой Л-300.
В конструкции моторной и задней передач мотоцикла использовались роликовые цепи, защищенные с одной стороны штампованными щитками. Рычаг ручного переключения передач устанавливался непосредственно на трехступенчатой коробке. Система электрооборудования была самой слабой частью мотоцикла. В маховичном магдино (электрический генератор без встроенного регулятора напряжения) одна катушка обслуживала зажигание, а две другие соединялись с небольшой фарой, заднего фонаря и электрического сигнала на мотоцикле не было. Довольно яркий свет при столь упрощенной схеме можно было получить лишь при движении на первой передаче.
Освоение и производство нового мотоцикла были усложнены тем, что весь процесс их сборки производился на стационарных постах, к которым подавались комплектующие детали. Вследствие чего, нередко случавшиеся задержки поставки деталей приводили к вынужденным многодневным простоям мотоцикла. Дело осложняло еще и невысокое качество самих деталей и узлов. Особенно это относилось к трансмиссионным цепям – плохая сталь, неточности в термической обработке приводили к вытягиванию цепи, так же нередко они рвались. Как результат, динамические показатели и показатели устойчивости у мотоциклов одной серии значительно отличались.
В первые годы завод «Красный Октябрь» выпускал только двигатели и коробки передач. На «Промете» изготавливали экипажную часть мотоцикла и осуществляли окончательную сборку. Однако, более мощный завод «Красный Октябрь», значительно лучше подходил для крупносерийного производства мотоциклов. Поэтому в 1933 году все производство Л-300 было переведено в его цеха. В то же время «Промет» освоил малосерийный выпуск более тяжелого мотоцикла Л-600 с двухцилиндровым двигателем, составленным из двух моторов от Л-300 (рабочий объем и мощность увеличились ровно вдвое) и карданной передачей к ведущему колесу. Л-600 применялся в качестве пожарного мотоцикла: в его коляске, расположенной по-английски слева, устанавливался пожарный насос, приводимый двигателем.
В 1934 году - параллельно с «Красным Октябрем»- выпуск Л-300 наконец освоили в Ижевске под маркой ИЖ-7. Ленинградская и ижевская модификации различались рядом деталей. К концу 30-х годов Л-300 считался уже устаревшим мотоциклом. Однако его выпуск благополучно продолжался почти до самой войны. В 1938 году появилась модель Л-8 с полностью новым четырехтактным двигателем, имевшим циркулярную систему смазки и установленным в несколько измененную раму от Л-300. Передачи на этом мотоцикле переключались левой ногой водителя. Когда в 1939 году завод «Красный Октябрь» перепрофилировали на военную продукцию, производство мотоциклов Л-300 и Л-8 возвратили на «Промет».
Всего за годы выпуска (1930-1939) было произведено 18 985 мотоциклов Л-300. Благодаря «Красному Октябрю» тысячи советских граждан впервые получили возможность сесть в седло мотоцикла. Не менее важен был практический опыт, накопленный конструкторами, технологами и рабочими кадрами, послуживший фундаментом для организации производства последующих, более совершенных типов мотоциклов.
Техническая характеристика
Число мест | 1 |
Габаритные размеры | 2100х830х980 мм |
Колесная база | 1320 мм |
Двигатель | бензиновый карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный |
Рабочий объем | 293 см3 |
Мощность | 6 л.с. при 2800 об/мин |
Сухая масса | 125 кг |
Максимальная скорость | 75 км/ч - у ранних моделей, 80 км/ч - у поздних моделей |
Средний расход топлива | 4-4.5 л/ 100 км |