Красный Октябрь Л-300

В конце 20-х годов на Ижстальзаводе известный советский конструктор мотоциклов Петр Владимирович Можаров разработал пять моделей мотоциклов. Начать их серийное производство Ижевский завод  был еще не готов. В 1930 году Можаров уехал в Ленинград и возглавил группу конструкторов объединения «Тремасс» (трест массового производства), в которое входили заводы «Промет» и «Красный Октябрь». В результате, уже в сентябре 1930 года была построена первая партия из 25 мотоциклов «Тремасс-300», которые, после испытательного пробега, были приняты к производству под маркой Л-300.

В конструкции моторной и задней передач мотоцикла использовались роликовые цепи, защищенные с одной стороны штампованными щитками. Рычаг ручного переключения передач устанавливался непосредственно на трехступенчатой коробке. Система электрооборудования была самой слабой частью мотоцикла. В маховичном магдино (электрический генератор без встроенного регулятора напряжения) одна катушка обслуживала зажигание, а две другие соединялись с небольшой фарой, заднего фонаря и электрического сигнала на мотоцикле не было. Довольно яркий свет при столь упрощенной схеме можно было получить лишь при движении на первой передаче.

Красный Октябрь Л-300 архив (5)

Освоение и производство нового мотоцикла были усложнены тем, что весь процесс их сборки производился на стационарных постах, к которым подавались комплектующие детали. Вследствие чего, нередко случавшиеся задержки поставки деталей приводили к вынужденным многодневным простоям мотоцикла. Дело осложняло еще и невысокое качество самих деталей и узлов. Особенно это относилось к трансмиссионным цепям – плохая сталь, неточности в термической обработке приводили к вытягиванию цепи, так же нередко они рвались. Как результат, динамические показатели и показатели устойчивости у мотоциклов одной серии значительно отличались.

Красный Октябрь Л-300 архив (11) Красный Октябрь Л-300 архив (4)  Создатели мотоцикла Л-300 (фото П.В. Можарова, 1930) 

В первые годы завод «Красный Октябрь» выпускал только двигатели и коробки передач. На «Промете» изготавливали экипажную часть мотоцикла и осуществляли окончательную сборку. Однако, более мощный завод «Красный Октябрь», значительно лучше подходил для крупносерийного производства мотоциклов. Поэтому в 1933 году все производство Л-300 было переведено в его цеха. В то же время «Промет» освоил малосерийный выпуск более тяжелого мотоцикла Л-600 с двухцилиндровым двигателем, составленным из двух моторов от Л-300 (рабочий объем и мощность увеличились ровно вдвое) и карданной передачей к ведущему колесу.  Л-600 применялся в качестве пожарного мотоцикла: в его коляске, расположенной по-английски слева, устанавливался пожарный насос, приводимый двигателем.

Красный Октябрь Л-300 архив (9) Красный Октябрь Л-300 архив (7) Красный Октябрь Л-300 архив (2) Красный Октябрь Л-300 архив (6) 

Красный Октябрь Л-300 архив (12) Красный Октябрь Л-300 архив (3) Красный Октябрь Л-300 архив (8) Красный Октябрь Л-300 архив (10)

В 1934 году - параллельно с «Красным Октябрем»-  выпуск Л-300 наконец освоили в Ижевске под маркой ИЖ-7. Ленинградская и ижевская модификации различались рядом деталей.  К концу 30-х годов  Л-300 считался уже устаревшим мотоциклом.  Однако его выпуск благополучно продолжался почти до самой войны. В 1938 году появилась модель Л-8 с полностью новым четырехтактным двигателем, имевшим циркулярную систему смазки и установленным в несколько измененную раму от Л-300. Передачи на этом мотоцикле переключались левой ногой водителя. Когда в 1939 году завод «Красный Октябрь» перепрофилировали на военную продукцию, производство мотоциклов Л-300 и Л-8 возвратили на «Промет».

Красный Октябрь Л-300 архив (1)

Красный Октябрь Л-300 статья (1) Красный Октябрь Л-300 статья (2) Красный Октябрь Л-300 статья (3) Красный Октябрь Л-300 статья (4) 

Красный Октябрь Л-300 статья (5) Красный Октябрь Л-300 статья (6) Красный Октябрь Л-300 статья (7) Красный Октябрь Л-300 статья (8)

Всего за годы выпуска (1930-1939) было произведено 18 985 мотоциклов Л-300. Благодаря «Красному Октябрю» тысячи советских граждан впервые получили возможность сесть в седло мотоцикла. Не менее важен был практический опыт, накопленный конструкторами, технологами и рабочими кадрами, послуживший фундаментом для организации производства последующих, более совершенных типов мотоциклов.

 Техническая характеристика

Число мест 1
Габаритные размеры 2100х830х980 мм
Колесная база 1320 мм
Двигатель бензиновый карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный
Рабочий объем 293 см3
Мощность 6 л.с. при 2800 об/мин
Сухая масса 125 кг
Максимальная скорость 75 км/ч - у ранних моделей, 80 км/ч - у поздних моделей
Средний расход топлива 4-4.5 л/ 100 км