Легкий бронированный тягач Lorraine 37L.
История одного из лучших образцов вспомогательной техники периода Второй Мировой войны началась в 1935 г. Тогда французская армия предъявила технические требования к многоцелевому тягачу-транспортеру, который должен был заменить самый массовый, но не самый удачный Chenillette Modele 31 (у нас эту машину принято именовать танкеткой Renault UE). В первую очередь эта машина создавалась для пехотных подразделений. В тактико-техническое задание включили ограничение по массе до 2600 кг, грузоподъемность не менее 500 кг и массу буксируемого прицепа до 1000 кг. Под эти требования в 1936-1937 годах сразу пять фирм разработали собственные проекты транспортеров.
Первой с заданием справилась локомотивостроительная фирма Lorraine de Dietrich, представившая 23 апреля 1937 г. первый прототип своей машины Lorraine 37L. Клёпаный корпус собирался из броневых листов толщиной 9-12 мм. В передней части располагалось отделение управления, а грузовой отсек, больше напоминавший коробкообразную рубку без крыши, расположили сзади. При использовании специально разработанного прицепа грузоподъёмность возрастала до 1900 кг.
Бензиновый карбюраторный двигатель Delahауе 103 ТТ разместили почти ровно посредине корпуса. Трансмиссия была механической и состояла из блокируемого дифференциала Cletrac и пятискоростной коробки передач. Ходовая часть, имела шесть опорных катков с каждого борта, сблокированных попарно в три тележки. Подвеска состояла из листовых рессор и вертикального блока с пружиной на каждую тележку. Поддерживающих ролика было три с каждой стороны. Ведущими стали передние звездочки. Вооружение на 37L устанавливал не производитель, а военные своими силами. Прежде всего, это делали немцы с поступавшими в их войска машинами.
Первый этап испытаний начался 28 апреля и продолжался до 10 июня 1937 г., после чего прототип вернули на завод для устранения выявленных недостатков. Хотя масса 37L превышала заданную почти в два раза, армейская комиссия в Венсенне (Commission de Vincennes) смирилась с тем, что невозможно создать транспортер требуемой грузоподъёмности без увеличения его собственного веса. Второй этап, прошедший с 8 по 23 августа, фактически оказался приёмочным, а 25 августа опытный образец 37L передали Пехотной Комиссии (Commission de l'Infanterie) в Мормелоне для оценки его тактических качеств. Хотя потребность в машинах такого типа была очень велика, первый заказ на 100 серийных Lorraine 37L (официальное обозначение - Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L) выдан в 1939 г. А до этого времени недостающее количество транспортеров компенсировали выпуском улучшенного Renault UE 2. Общее количество выпущенных до июля 1940 г. машин типа 37L составило 378 экземпляров. С конца 1939 г. транспортеры Lorraine 37L, начали поступать на вооружение французских танковых частей. Ими предполагалось заменить Renault UE, но фактически «Лорейны» только дополнили их. Так, на отдельный танковый батальон полагалось 12 бронетранспортеров 37L, на батальон танков В1 - 18, а на эскадрон кавалерийских танков S-35 и Н-35 по 3. хотя полностью завершить комплектацию танковых подразделений так и не удалось «Лоррейны» активно использовались тремя бронетанковыми дивизиями (1e, 2e и 3e DCR), большинством легких механизированных дивизий (DLM) и отдельными танковыми батальонами в период битвы за Францию. На базе этого транспортера в том же году начали выпуск модификации, предназначенной для перевозки моторизованной пехоты Lorraine 38L. Его корпус был значительно переделан, увеличившись по высоте для более комфортного размещения солдат и экипажа. Также был доработан прицеп, приспособленный для перевозки людей. Следующая модификация - Lorraine 38L VBCP (Voiture Blindee de chasseurs Portes), перевозила до 1000 кг груза или 6 солдат.В грузовом отсеке, в прицепе можно было разместить ещё 4 человек. Масса транспортера увеличилась до 5460 кг. В основном эта модификация использовалась для перевозки расчета и буксировки 25-мм противотанковой пушки и 81-мм миномета. Всего было построено 130 единиц этой модификации, которая с марта 1940 г. начали поступать на вооружение 5-го и 17-го батальонов моторизованной пехоты из 1-й и 2-й бронетанковых дивизий соответственно (по 48 машин), а в мае того же года еще 20 «Лоррейнов» получил 16-й батальон (ВСР) из 3-й DCR.
Последней серийной модификацией стала Lorraine 38L РС, представлявшая собой командирскую машину командиров танковых рот, батальонов и дивизий. В зависимости от уровня управления оснащались радиостанцией ER-55 (рота, батальон) или ER-51 и телефоном ТМ32 (дивизия). Общий объём выпуска Lorraine 38L РС оказался невелик, составив 10 единиц и поступив на вооружение только 5-го и 17-го танковых батальонов.
Поражение Франции обернулось для её армии тяжелыми материальными потерями, компенсировать которые не представлялось возможным. Большая часть транспортеров «Лоррейн» досталась немцам в качестве трофеев и довольно длительное время они использовали их по прямому назначению. Однако после начала кампании против СССР, обнаружилась острая нехватка мобильных противотанковых средств. Так в истории Lorraine 37L началась абсолютно новая страница.
Техническая характеристика
Экипаж | 2 человека |
Габаритные размеры | 3650х1550х1245 мм |
Колея | 1350 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный Delahaye 103 TT |
Рабочий объем | 2.12 л |
Мощность | 70 л.с. |
Полная масса | 5.2 т |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Запас хода по шоссе | 135 км |