Легкий бронированный тягач Renault UE
Renault UE – легкий бронетранспортер (или иначе танкетка), который был разработан в 1931 году французской фирмой Renault на основе концепции британской танкетки Carden-Loyd Mk VI, которая появилась еще в 1920-х. Полное название Renault UE – Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R или танкет-ка снабжения пехоты. В период с 1932 по 1940 год было выпущено 4 496 танкеток UE и улучшенного варианта UE2.
Очень короткий корпус транспортера собирался из бронированных листов толщиной от 6 до 9 мм. Идя по пути максимального уменьшения размеров, французские конструкторы пришли к тому, что экипаж машины должен был размещаться в ней чуть ли не лежа. Поэтому, чтобы головы танкистов не упирались в потолок, над их рабочими местами поставили два сферических купола с тремя узкими прорезями для обзора. Передняя часть куполов была немного больше по диаметру и могла откидываться назад.
Небольшие размеры машины определили и скромный грузовой отсек, где могло разместиться не более 350 кг полезной нагрузки, вместо положенных 500. Именно поэтому к Renault UE создали специальный прицеп Renault UK. В таком прицепе можно было перевозить груз весом до 600 кг.
По штату Renault UE входили во все соединения пехоты и кавалерии в качестве транспортных машин или артиллерийских тягачей. К началу Второй мировой войны в сухопутных войсках Франции насчитывалось 3500 гусеничных тягачей. Большинство танкеток приняло участие в сражениях 1940 года. После заключения перемирия много таких машин досталось вермахту.
Музейный Renault UE был куплен Румынией у Франции еще до начала войны, после чего использовался первой как образец для создания собственных бронетранспортеров, аналогичных французским. Производство румынского варианта наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте в начале 1939 года под названием Senileta Malaxa Tip UE.
Перед нападением 22 июня 1941 года в румынских вооруженных силах находилось 178 Renault UE. Наш бронетранспортер состоял на службе у 4-ой румынской армии, которая участвовала в боях в составе вермахта, а точнее немецкой группы армий Юг. В начале октября 1942 года, 4-ая армия прибыла в район Котельниково. Задачей армии была оборона полосы, 280 км южнее Сталинграда. Во время битвы на рубеже реки Аксай наш Renault UE угодил в болото, откуда выехать уже не смог. Экипажу пришлось покинуть бронетранспортер.
Только спустя много лет поисковики нашли и достали Renault. В 2007 году бронетранспортер поступил в наш музей, после чего больше года находился на реставрации. Теперь Renault UE представляет в нашем музее французскую военную технику, участвует в различных исторических мероприятий Московской области.
Техническая характеристика
Экипаж | 2 человека |
Габаритные размеры |
2850х1780х1300 мм |
Колея | 1550 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный четырехцилиндровый, нижнеклапанный |
Рабочий объем | 3.3 л |
Мощность | 52 л.с. |
Полная масса | 6300 кг |
Максимальная скорость | 40 км/ч |
Средний расход топлива | 11-13.5 л/100 км |