Летательный аппарат ЭКИП


 

Амфибийный безаэродромный высокоэкономичный
 летательный аппарат нового типа
«ЭКИП» (летающая тарелка).

Человеческая мечта обладает удивительной силой. Могут пройти годы, десятилетия, но мечта, упорство и труд все равно приведут к намеченной цели. Создание летательного аппарата  «ЭКИП» - яркий пример воплощенной мечты человека о свободном полете, удачный эксперимент  российских ученых, специалистов авиационной и ракетно-космической отрасли.

Амфибийный,  безаэродромный, высокоэкономичный летательный аппарат нового типа получил название «ЭКИП», сокращенное от «экология» и «прогресс». Он разработан в 80-90-х годах следующими ведущими отечественными отраслевыми предприятиями: Саратовским авиационным заводом,  Авиационным концерном «ЭКИП»,  НПП «Триумф», РКК «Энергия» им.С.П. Королёва, МКБ «Прогресс», НПО «Сатурн», Центральным аэрогидродинамическим институтом  (ФГУП ЦАГИ) им. профессора Н. Е. Жуковского, НИИ «Геодезия» и другими предприятиями. После проведения  комплекса теоретических и экспериментальных исследований были изготовлены натурные автоматически управляемые аппараты ЭКИП Л2-1 и ЭКИП Л2-2. В 2001 году проект был остановлен из-за отсутствия финансирования.


 

Летающие тарелки семейства «ЭКИП» - принципиально новые летательные аппараты, обладающие уникальными эксплуатационными качествами. Они предназначены для перевозки пассажиров и грузов. Такие аппараты найдут применение в труднодоступных районах Крайнего Севера, станут незаменимыми при патрулировании и разведке, работ в чрезвычайных ситуациях: при тушении лесных пожаров, спасении людей на воде. Тарелка проектировалась в нескольких модификациях,  в зависимости от назначения: для перевозки людей и для доставки грузов.

В летательных аппаратах «ЭКИП» российскими конструкторами был применен ряд новаторских технических решений:

1.  Несущий корпус аппарата в форме толстого крыла малого удлиннения, объединяющий функции крыла и фюзеляжа;

2. Вихревая система управления движением потока воздуха на кормовой части аппарата, обеспечивающая безотрывное обтекание корпуса;

3. Струйно-посадочное устройство на воздушной подушке, позволяющее осуществить взлет и посадку на аэродромах любой категории, в том числе и с укороченной взлетно-посадочной полосой, на грунтовых площадках и водных поверхностях.



 

Летающая тарелка оборудована экономичными маршевыми реактивными двухконтурными двигателями и вспомогательными турбовальными двигателями двойного режима работы.  Существующее оперение используется для расположения аэродинамических рулей. Для изготовления двигателей и корпуса применяются современные стойкие к коррозии и шумопоглощающие композиционные материалы.

Главной конструктивной особенностью «ЭКИП» является наличие специальной системы стабилизации и снижения лобового сопротивления, выполненной в виде вихревой системы управления течением пограничного слоя (УПС) воздуха, и дополнительной плоскосопельной реактивной системы - для управления аппаратом на малых скоростях и взлетно-посадочных режимах. Система (УПС) с помощью создаваемой совокупности последовательно расположенных поперечных вихрей обеспечивает безотрывное обтекание аппарата на крейсерском и взлётно-посадочном  режимах полёта при углах атаки до 40°. С помощью УПС и управляющих двигателей аппараты «ЭКИП» способны осуществлять «птичью посадку» по крутым глиссадам при снижении посадочной скорости до 100 км/час.

Длина разбега аппаратов на любой поверхности - по воде, болотистой местности, песку, снегу не превышает 600 метров. Различные модели по проектам имеют взлетный вес от 12 до 360 тонн и могут нести груз весом 4 до 120 тонн. Высота полета аппаратов «ЭКИП» колеблется от З-х метров до 10 км. Крейсерская скорость полета достигает 610 км/час. Кроме того, летающие тарелки «ЭКИП» могут осуществлять полет в режиме экраноплана вблизи поверхности земли или воды.

Двухрежимный двигатель АЛ-34 может работать на керосине или на специальном экономичном водно-эмульсионном топливе. Особо следует отметить возможность использования на аппаратах «ЭКИП» газового топлива: природного газа, водорода.


Наряду с отсутствием необходимости в аэродроме, низким удельным весом конструкции 0,25-0,3 (уровень лучших самолетов будущего), высокой грузоподъемностью, «ЭКИП» способен обеспечить:

1.  Комфортные условия для пассажиров, обусловленные большими полезными объемами, в 2,5-3 раза превышающими полезные объемы современных самолетов того же взлетного веса;

2.  Экономичность - расход топлива от 17 - 20 до 11 -14 грамм/ пасс.км;

3.  Экологичность.

Все основные технологии, реализованные  в рамках проекта «ЭКИП»,  запатентованы в России и ведущих зарубежных странах.


 
 

Летно-технические характеристики летательного аппарата «ЭКИП Л2-3»

  Полный взлетный вес                                                               9 т

Грузоподъемность                                                                       2.5 т /24 пасс.

Скорость полета                                                                           470-610 км/ч

Высота полета                                                                               5.5-6 км

Дальность полета                                                                         2 000 км

Топливо                                                                                          1.5 т

Длина                                                                                             11 м

Размах                                                                                            14.4 м

Высота                                                                                           3.1 м

Двигатели                                                                                      2 × PW 305A, PW 206

Тяга                                                                                                 2 × 2.35

Тяговооруженность                                                                     0.31

Расход топлива в крейсерском режиме                                  14 гр./пасс. км

Площадь воздушной подушки                                                   23.8 м2

Нагрузка на крыло                                                                       102 кг/м2

Удельное давление на грунт                                                      380 кг/м2

Длина разбега                                                                                400 м

Взлетно-посадочная полоса                                                       грунт, вода