М-72
Накануне Великой Отечественной войны в СССР был принят к производству, рассчитанный на большие объемы выпуска, тип тяжелого мотоцикла с коляской. Он предназначался для создания в Красной армии мотоциклетных частей и подразделений, а также для замены прежних моделей тяжелых мотоциклов - ТИЗ АМ-600, ПМЗ-А750, Л-600. В результате экономического сотрудничества с гитлеровской Германией - уже после подписания «Пакта Молотова-Риббентропа» - Советский Союз официально купил лицензию на выпуск немецкого мотоцикла с коляской класса 750 см3 BMW R71 с двухцилиндровым оппозитным четырехтактным нижнеклапанным двигателем. Правда, комплекта технической документации советские конструкторы так и не получили - чертежи большинства деталей и оснастку для их изготовления пришлось готовить путем тщательного обмера деталей закупленных образцов. Адаптацией немецкого мотоцикла к технологиям советской промышленности занималось КБ московского завода «Искра», которое возглавлял Н.П. Сердюков.
В СССР мотоцикл получил марку М-72. Выпускать такие транспортные средства планировали на заводах в Москве, Ленинграде и Харькове. Вероятно, буква М как раз обозначала Московский велосипедный завод, расположенный в районе Кожухово в южной части столицы. Перед войной он считался головным предприятием по производству М-72. Однако осваивали, передовые по конструкции узлы и агрегаты мотоцикла, более мощные предприятия автомобильной промышленности. Например, двигатели выпускал ЗИС, коробки передач - КИМ, коляски поступали с Горького с ГАЗа. Для выпущенного параллельно в Харькове М-72 двигатели собирал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде - на «Красном Октябре» - где был накоплен почти 10-летний опыт производства мотоциклов, с освоением производства новейшей модели сумели справиться наиболее успешно.
Общими усилиями в январе 1941 года удалось наладить выпуск М-72, и он был принят на вооружение Красной армии. Современные историки иногда сравнивают начало выпуска М-72 с постройкой ВАЗа - и в том и в другом случае советская промышленность освоила современную европейскую массовую модель, рассчитанную на невиданные прежде объемы производства, при этом значительно более передовую, чем все прежние отечественные машины. Мотоциклетные заводы начала 40-х годов создали боевой мотоцикл, сыгравший существенную роль в обороне страны. Именно появление М-72 позволило сформировать в Красной армии высокомобильные мотоциклетные части. Например, существовали подразделения, в которых парой служили два экипажа на двух мотоциклах. Первый экипаж перевозил в коляске 82-миллиметровый миномет, второй - снаряды к нему. Мотоциклы с коляской широко применялись для разведки и патрулирования. Таким образом, Красная армия получила такой же род войск, какой был давно и хорошо организован у основного противника - Вермахта.
В М-72 было воплощено много технических решений, которые прежде на советских мотоциклах не применялись: дуплексная рама, телескопическая передняя вилка, пружинная подвеска заднего колеса. Крутящий момент на ведущее колесо передавался не цепью, а карданным валом. Новинкой стало ножное переключение передач - под правой ногой мотоциклиста появился рычаг с шишечкой на конце. Современная машина требовала модернизации технологии производства. Например, заводам пришлось учиться отливать сложные картеры двигателя и коробки передач из алюминиевых сплавов, налаживать прокат труб переменного сечения для рамы. Технологией нарезки конических шестерен главной передачи «Глисон» перед войной владели только ЗИС и ГАЗ.
Советский мотоцикл отличался от немецкого прототипа несущественными, но формирующими внешний облик, навесными деталями. У него заметно крупнее бензобак, иные по форме крылья, отечественные приборы электрооборудования.
Отдельная тема - оппозитный двигатель, у которого из-за конструкции коленчатого вала левый цилиндр на 39,2 мм смещен вперед относительно правого, а за питание каждого из цилиндров отвечает отдельный карбюратор. Мотор работал исключительно мягко и тихо для мотоцикла. У М-72 без коляски шума двигателя при езде практически не было слышно. Он " подавал голос" только при наличие коляски. Нижнеклапанный мотор с низкой степенью сжатия обладал эластичностью и неприхотливостью к качеству топлива.
Пик крутящего момента на низких оборотах улучшал тяговые качества и проходимость мотоцикла, динамику разгона на шоссе. Оппозитная компоновка с одной стороны обеспечивала низкий центр тяжести мотоцикла и устойчивость к падению, с другой стороны, делала мотор шире, чем положено - на бездорожье цилиндры порой задевали за кочки и корни деревьев, мешали мотоциклисту в опасной ситуации избежать падения, резко выбросив в сторону ногу. Тем не менее, оппозитная схема отличала моторы всех послевоенных отечественных тяжелых мотоциклов, а в 50-е годы в НАМИ предпринимались попытки использования двигателя типа М-72 на опытных малолитражных автомобилях.
С началом войны все три завода пришлось эвакуировать. Московский завод - на Урал, в Ирбит, ленинградский и харьковский - в г. Горький. В результате, на территории завода «Красная Этна» возник Горьковский мотоциклетный завод. Он успешно выпускал М-72 в конце войны и после Победы. Но в 1949 году правительство приняло решение перепрофилировать Горьковский мотоциклетный завод, а выпуск необходимых стране М-72 передать в Киев, где первые М-72 сошли с конвейера только в 1951-м году. Основным производителем М-72 оказался Ирбитский завод. Туда же перевели из Москвы Конструкторское бюро, отвечавшее за дальнейшее усовершенствование мотоцикла. После войны производство колясок тоже передали из Горького в Ирбит.
В конце 40-х и начале 50-х годов М-72 много раз модернизировали, причем в Ирбите вводили свои изменения, а в Киеве - свои. На базе М-72 было разработано и построено немало спортивных мотоциклов. После 1956 года года Ирбитский завод производил существенно модернизированные М-72М, а Киевский - сначала М-72Н, а затем - К-750. Если на Урале уже в 1961 году на смену М-72 пришел мотоцикл «Урал» М-61 с верхнеклапанным двигателем, то в столице Украины нижнеклапанный «оппозит» дожил на конвейере до 80-х годов.
Техническая характеристика
Число мест | 2-3 |
Габаритные размеры | 2400х825х1000 мм (одиночка) |
Колесная база | 1430 мм |
Ширина и колея с коляской | 1650х1200мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, двухцилиндровый, четырехтактный, оппозитный, нижнеклапанный |
Рабочий объем | 746 см3 |
Мощность | 24 л.с. при 4600 об/мин |
Сухая масса | 187 кг (одиночка) 380 кг (с коляской) |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Расход топлива | 7 л/100 км |