Mercedes-Benz L1500 S
История грузовиков фирмы Mercedes-Benz началась в 1926 году, когда объединились две известнейшие немецкие фирмы, основанные «отцами грузовика» – Готтлибом Даймлером и Карлом Бенцем. 28 июня 1926 г. произошло слияние двух старейших германских автомобильных фирм - Акционерного моторного общества Даймлера - Даймлер Моторен-Гезелльшафт (Daimler-Motoren-Gesellschaft) из Штутгарта и Бенц и Компания (Benz und Cie.) из Мангейма. В результате родился известный в мире концерн Даймлер-Бенц АГ (Mercedes-Benz AG), выпускающий всем хорошо знакомые автомобили марки Мерседес-Бенц. До объединения обе компании выпускали грузовые автомобили в значительных по тем временам количествах, причём Benz производил их больше чем Daimler. С 1919 до 1926 г. первый изготовил 20930 машин, а второй соответственно 13420.
Объединившись под одной крышей, обе компании перестроили производство, сделав его более рациональным. Выпуск грузовиков сосредоточили на бывшем заводе Benz в гjhjlt Гаггенау, а предприятие Daimler в пригороде Берлина (Мариенфельде) преобразовали в ремонтно-сервисный центр и базу для изготовления запасных частей. Вскоре модельный ряд был обновлен – появились новые современные машины самой различной грузоподъемности – от легких малотоннажных до тяжелых «дальнобойных». С 1932 по 1939 годы фирма Mercedes-Benz постоянно наращивала выпуск грузовиков на заводах в Штутгарте, Гаггенау, Берлине-Мариенфельде, а позже и в Зиндельфингене. Всего за этот период было произведено 69660 коммерческих машин – грузовиков, специальных автомобилей, автобусов и тягачей, не считая автомобилей, предназначенных для военного ведомства.
Семейство L 1500S было самым легким среди грузовиков Mercedes-Benz предвоенных и военных лет. Это был типичный малотоннажный автомобиль грузоподъемностью 1,5 т. С 1937 года машину выпускали в заднеприводном варианте, а в 1941 году появилась полноприводная модификация. Характерная черта легкого грузовика – двигатель, взятый непосредственно с легкового автомобиля. У L 1500S он был бензиновый, 6-цилиндровый рядный верхнеклапанный, унифицированный с мотором легковой машины Mercedes-Benz 260. Все более тяжелые серии грузовиков Mercedes-Benz оснащали дизелями. При шести цилиндрах в ряд конструкторы фирмы Daimler-Benz скомпоновали этот двигатель предельно компактно, поэтому длинна «шестерки» получилась не больше иных четырехцилиндровых двигателей. Именно благодаря легковому мотору, L 1500S развивал самую высокую максимальную скорость среди грузовых Mercedes-Benz тех лет - 85 км/ч.
В 1930-е годы типичной компоновкой большинства легковых машин в мире еще оставался двигатель, установленный позади оси передних колес. На модели L 1500S внедрили прямо противоположное решение – двигатель вынесли настолько вперед, что он оказался впереди переднего моста. Поэтому капот автомобиля так сильно выступает, и передний свес такой большой. Это дало огромный выигрыш в плане использования полезной длины шасси, позволило применять вместительные коммерческие и специальные кузова при относительно скромной габаритной длине. В прочем, для армейского автомобиля это решение спорное, так как в силу такой компоновки получается большой угол въезда – машина может просто не въехать на крутую горку, упершись бампером в склон. Шасси модели L 1500S было передовым для конца 30-х годов – 5-ти ступенчатая коробка передач, гидравлические тормоза. Мосты и карданный вал даже внешне кажутся тонкими и ажурными.
Базовая грузовая модель отличалась изящной цельнометаллической кабиной. Но у многих специальных модификаций эта кабина отсутствовала, а на ее месте находилась часть спецкузова. Например, на базе L 1500S выпускались даже командирские «кюбельвагены» с полностью открытым пассажирским кузовом. Точно также шасси без кабины использовали для автобусов, пожарных и санитарных машин. В пожарном варианте на шасси монтировался цельный спецкузов, включавший в себя двойную кабину для водителя и шестерых бойцов расчета, внутренний отсек для цистерны, задний отсек для насоса и боковые ящики для пожарного инвентаря. Иначе говоря, кузов был устроен примерно так, как кузова большинства пожарных машин с середины ХХ века и до наших дней. Правда, изготавливали его все же по технологии, характерной для 30-х годов - в виде деревянного каркаса, обшитого стальным листом. Даже остовы дверей кабины и люков для инвентаря у машины целиком деревянные. На крыше, как и положено пожарной машине, уложены штурмовая лестница и пеналы для рукавов.
Пожарный Mercedes-Benz L 1500S представлен в Музее в камуфляжной военной окраске. В пожарных частях Германии работали такие же машины привычного ярко-красного, реже темно-зеленого цвета. Интересно, что похожие кузова были у санитарных, штабных, агитационных автомобилей. Еще один аналогичный экземпляр пожарного Mercedes-Benz L 1500S в советское время был в Эстонии. Возможно, он остался с войны в качестве трофейного автомобиля, возможно, работал в независимой Эстонской республике еще до войны, будучи закупленным по официальным каналам, как любой европейский автомобиль в те годы. Члены таллиннского клуба ретро-автомобилей «Уник» в 70-80-е годы бережно поддерживали этот «олдтаймер» на ходу и в оригинальной комплектации. В 1985 году машина участвовала в съемках художественного фильма Элема Климова «Иди и смотри». Там она играла роль агитационной машины Вермахата, и на ее крыше был установлен рупор громкоговорителя. В любом случае фильм украсило участие настоящего немецкого автомобиля времен войны, а не грубой «киношной» подделки на базе какого-нибудь отечественного грузовика послевоенного выпуска.
До июля 1944 года автозаводы Mercedes-Benz выпустили около 4100 автомобилей семейства L 1500S.
Техническая характеристика
Расчет | 7 человек |
Габаритные размеры | 4930х2050х2225 мм |
Колесная база | 2900 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, шестицилиндровый, верхнеклапанный Daimler-Benz M-169 |
Рабочий объем | 2594 см3 |
Мощность | 60 л.с. |
Снаряженная масса | 2450 кг |
Максимальная скорость | 85 км/ч |
Расход топлива | 19 л/100 км |