Morris Commercial C8

DSC_0846

Колесный полноприводный артиллерийский тягач Morris Commercial C8 выпускали в Англии в эпоху знаменитого Премьер-министра Уильяма Черчилля. Эти машины активно участвовали в сражениях Второй мировой войны. Возможно, такой автомобиль водила или обслуживала будущая Королева Великобритании Елизавета II, в те годы служившая в армии автомехаником.

Эти автомобили выпускала компания, Morris Commercial, чьей специальностью долгие десятилетия оставались легкие и средние грузовые автомобили. Ее основатель Уильям Моррис пришел в автомобилестроительную отрасль, построив в 1913 году свой первый автомобиль и основав в Оксфорде автозавод Morris.

Уильям рекламировал поддержку отечественного английского автомобилестроения. Он выдвинул рекламный девиз: «Покупай британское и гордись этим». После Первой мировой войны У. Моррис сумел превратить свое предприятие во второй по величине автозавод в стране после манчестерского филиала Ford. В 1922 году здесь выпущено 7000 легковых и грузовых автомобилей марки Morris, и это количество с каждым годом только увеличивалось. Подобно Генри Форду и последователям его школы, Моррис делал ставку на массовое производство простых и недорогих автомобилей. Одной из технических особенностей, снижавших затраты на производство, стала максимально возможная унификация узлов и деталей легковых автомобилей и грузовиков. В 1924 году Моррис выделил производство грузовых машин на новый отдельный завод Morris Commercial Cars в Бирмингеме. Теперь легковушки остались просто «Моррисами», а грузовики стали в переводе на русский «Коммерческими автомобилями Морриса». К 1935 году заводы компании Morris считались самыми современными не только по британским, но и по европейским меркам. С их конвейеров выходило примерно 100 тысяч машин в год.

Деятельность Уильяма Морриса не осталась не отмеченной британскими властями. В 1929 году его посвятили в рыцари. Почти одновременно он стал баронетом и почетным доктором Оксфордского университета. Но на этом восхождение не закончилось. В 1934 году Моррису пожаловали титул барона, а в 1938-м - пэра и титул виконта Наффилдского из Наффилда в графстве Оксфорд. Не последнюю роль сыграло в этом и то, что новоиспеченный британский аристократ осваивал на своих заводах автомобили марки Morris Commercial военного назначения для вооруженных сил Британской империи.

В 1935 году на вооружение английской армии приняли 88-миллиметровую пушку-гаубицу Ordnance QF 25 pounder, и специально для ее буксировки военное ведомство заказало тягач. Он должен был буксировать орудие и его передок общей массой 4 тонны и везти в кузове расчет. Экипаж машины боевой состоял из пяти артиллеристов и водителя. Тягач получил армейское обозначение Field Artillery Tractor (FAT). Разработкой такой машины Morris Commercial Cars занялся совместно с компанией Guy Motors в 1937 году. В качестве базы при разработке выбрали шасси легкого грузовика Morris Commercial CS8, но от этой модели тягач отличался полным приводом. Первой на конвейере в 1938 году появилась машина Guy Motors, получившая обозначение Guy Quad-Ant. А Morris Commercial Cars запустил в серию свою модификацию тягача, получившую обозначение Morris Commercial C8, в конце 1939 года. Машины внешне были во многом одинаковы, разница заключалась в форме носовой части. На них устанавливался специализированный закрытый кузов с наклонными панелями и скосом сзади, характерный для машин семейства FAT. Поскольку Guy Motors располагала ограниченными производственными мощностями, более массовым изделием и основным тягачом гаубицы Ordnance QF 25 pounder стал Morris Commercial C8.

В конструкции агрегатов модели С8 применялись простые и надежные технические решения, типичные для многих автомобилей повышенной проходимости. Подвеска всех  колес - зависимая на продольных рессорах с рычажными амортизаторами. Цельные балки обоих мостов. Раздаточная коробка - одноступенчатая с механизмом отключения переднего моста. Диапазон тягового усилия расширяло наличие пяти ступеней в обычной механической коробке передач. Как у многих грузовиков середины ХХ века, в коробке не было синхронизаторов. Поэтому переключать передачи водитель вынужден с двойным выжимом сцепления и перегазовками. Четырехцилиндровый двигатель вполне типичный для своего времени - нижнеклапанный, оснащенный карбюратором с восходящим потоком рабочей смеси. Это был форсированный вариант мотора от трехосного грузовика 30-х годов с неведущим передним мостом. Пик крутящего момента достигался на низких оборотах - незаменимое для грузового и в особенности внедорожного автомобиля качество. Обязательные атрибуты английского классического автомобиля - правостороннее расположение руля и дюймовая система измерений размерности всех деталей а также крепежа.

В базовую комплектацию входила мощная механическая лебедка, установленная в задней части машины. Ее трос можно было размотать и назад и вперед, а приводилась она отдельными рычагами включения и тормоза в кабине. Лебедка предназначалась для подтягивания орудия к автомобилю. Например, можно было убрать гаубицу и ее передок с огневой точки при отступлении, протянув трос от стоящего в укрытии тягача. При преодолении особо тяжелых участков разршалось отцепить орудие, после чего одиночный автомобиль проскакивал «гиблое место» и затем пушку-гаубицу переправляли через препятствие с помощью троса лебедки.

Однако несущая схема машины содержала необычную конструктивную особенность. Рама состояла из двух частей. Основной служила классическая рама лестничного типа. Но с ней шарнирно соединялась вторая А-образная рама, находившаяся между продольных лонжеронов основной рамы и смотревшая острием назад, к середине длины машины. К основной раме крепились обе подвески и задняя часть кузова. На А-образную навешивали силовой агрегат и переднюю часть кузова. Благодаря такой схеме, при преодолении сложных препятствий с диагональными вывешиваниями мостов, автомобиль приобретал своего рода «эластичность». Рама лестничного типа «играла» на кручение, а вся машина - нет. Кузов и узлы трансмиссии избавлялись от лишних нагрузок, а колеса дольше сохраняли контакт с опорной поверхностью при переезде высоких кочек и глубоких рвов.

Боевое крещение тягач получил весной и летом 1940 года во время французской кампании. Правда, в ходе боевых действий некоторое количество Morris Commercial C8 и Guy Quad-Ant досталось немцам. В дальнейшем эти машины использовались на всех фронтах, где воевали англичане и другие члены Содружества. Помимо машины с закрытым пассажирским кузовом, выпускался бортовой грузовик С8 GS.

595

После войны компания Morris Commercial Cars почти полностью перешла к выпуску гражданских автомобилей, хотя до середины 50-х в ее модельном ряду оставался полноприводный двухосный грузовик с шестицилиндровым двигателем, поставлявшийся военным. Уильям Моррис ушел в отставку, отказавшись от руководства компанией в 1952 году по возрасту и умер 11 лет спустя в возрасте 84 лет. Компания Morris Commercial Cars стала частью концерна British Motors Corporation, а позднее - British Leyland. Последними автомобилями марки Morris Commercial стали в начале 80-х малотоннажные развозные фургоны на агрегатах легковых автомобилей.

По принятой в Англии системе обозначения модернизированных вариантов автомобилей и другой техники, серии машин Morris Commercial C8 разных лет выпуска обозначались индексами Mk I, Mk II, Mk III. В Музее представлена модель MkIII выпуска до 1944 года.

Техническая характеристика

 
Экипаж 6 человек
Грузоподъемность примерно 750-770 кг
Габаритные размеры 4490х2280х2360 мм
Колесная база 2516 мм
Колея 1680х1654 мм
Дорожный просвет 250 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный
Рабочий объем 3519 см3
Мощность 70 л.с. при 3000 об/мин
Полная масса 5600 кг
Максимальная скорость 60 км/ч
Расход топлива 18-19 л/100 км