Morris Commercial C8
Колесный полноприводный артиллерийский тягач Morris Commercial C8 выпускали в Англии в эпоху знаменитого Премьер-министра Уильяма Черчилля. Эти машины активно участвовали в сражениях Второй мировой войны. Возможно, такой автомобиль водила или обслуживала будущая Королева Великобритании Елизавета II, в те годы служившая в армии автомехаником.
Эти автомобили выпускала компания, Morris Commercial, чьей специальностью долгие десятилетия оставались легкие и средние грузовые автомобили. Ее основатель Уильям Моррис пришел в автомобилестроительную отрасль, построив в 1913 году свой первый автомобиль и основав в Оксфорде автозавод Morris.
Уильям рекламировал поддержку отечественного английского автомобилестроения. Он выдвинул рекламный девиз: «Покупай британское и гордись этим». После Первой мировой войны У. Моррис сумел превратить свое предприятие во второй по величине автозавод в стране после манчестерского филиала Ford. В 1922 году здесь выпущено 7000 легковых и грузовых автомобилей марки Morris, и это количество с каждым годом только увеличивалось. Подобно Генри Форду и последователям его школы, Моррис делал ставку на массовое производство простых и недорогих автомобилей. Одной из технических особенностей, снижавших затраты на производство, стала максимально возможная унификация узлов и деталей легковых автомобилей и грузовиков. В 1924 году Моррис выделил производство грузовых машин на новый отдельный завод Morris Commercial Cars в Бирмингеме. Теперь легковушки остались просто «Моррисами», а грузовики стали в переводе на русский «Коммерческими автомобилями Морриса». К 1935 году заводы компании Morris считались самыми современными не только по британским, но и по европейским меркам. С их конвейеров выходило примерно 100 тысяч машин в год.
Деятельность Уильяма Морриса не осталась не отмеченной британскими властями. В 1929 году его посвятили в рыцари. Почти одновременно он стал баронетом и почетным доктором Оксфордского университета. Но на этом восхождение не закончилось. В 1934 году Моррису пожаловали титул барона, а в 1938-м - пэра и титул виконта Наффилдского из Наффилда в графстве Оксфорд. Не последнюю роль сыграло в этом и то, что новоиспеченный британский аристократ осваивал на своих заводах автомобили марки Morris Commercial военного назначения для вооруженных сил Британской империи.
В 1935 году на вооружение английской армии приняли 88-миллиметровую пушку-гаубицу Ordnance QF 25 pounder, и специально для ее буксировки военное ведомство заказало тягач. Он должен был буксировать орудие и его передок общей массой 4 тонны и везти в кузове расчет. Экипаж машины боевой состоял из пяти артиллеристов и водителя. Тягач получил армейское обозначение Field Artillery Tractor (FAT). Разработкой такой машины Morris Commercial Cars занялся совместно с компанией Guy Motors в 1937 году. В качестве базы при разработке выбрали шасси легкого грузовика Morris Commercial CS8, но от этой модели тягач отличался полным приводом. Первой на конвейере в 1938 году появилась машина Guy Motors, получившая обозначение Guy Quad-Ant. А Morris Commercial Cars запустил в серию свою модификацию тягача, получившую обозначение Morris Commercial C8, в конце 1939 года. Машины внешне были во многом одинаковы, разница заключалась в форме носовой части. На них устанавливался специализированный закрытый кузов с наклонными панелями и скосом сзади, характерный для машин семейства FAT. Поскольку Guy Motors располагала ограниченными производственными мощностями, более массовым изделием и основным тягачом гаубицы Ordnance QF 25 pounder стал Morris Commercial C8.
В конструкции агрегатов модели С8 применялись простые и надежные технические решения, типичные для многих автомобилей повышенной проходимости. Подвеска всех колес - зависимая на продольных рессорах с рычажными амортизаторами. Цельные балки обоих мостов. Раздаточная коробка - одноступенчатая с механизмом отключения переднего моста. Диапазон тягового усилия расширяло наличие пяти ступеней в обычной механической коробке передач. Как у многих грузовиков середины ХХ века, в коробке не было синхронизаторов. Поэтому переключать передачи водитель вынужден с двойным выжимом сцепления и перегазовками. Четырехцилиндровый двигатель вполне типичный для своего времени - нижнеклапанный, оснащенный карбюратором с восходящим потоком рабочей смеси. Это был форсированный вариант мотора от трехосного грузовика 30-х годов с неведущим передним мостом. Пик крутящего момента достигался на низких оборотах - незаменимое для грузового и в особенности внедорожного автомобиля качество. Обязательные атрибуты английского классического автомобиля - правостороннее расположение руля и дюймовая система измерений размерности всех деталей а также крепежа.
В базовую комплектацию входила мощная механическая лебедка, установленная в задней части машины. Ее трос можно было размотать и назад и вперед, а приводилась она отдельными рычагами включения и тормоза в кабине. Лебедка предназначалась для подтягивания орудия к автомобилю. Например, можно было убрать гаубицу и ее передок с огневой точки при отступлении, протянув трос от стоящего в укрытии тягача. При преодолении особо тяжелых участков разршалось отцепить орудие, после чего одиночный автомобиль проскакивал «гиблое место» и затем пушку-гаубицу переправляли через препятствие с помощью троса лебедки.
Однако несущая схема машины содержала необычную конструктивную особенность. Рама состояла из двух частей. Основной служила классическая рама лестничного типа. Но с ней шарнирно соединялась вторая А-образная рама, находившаяся между продольных лонжеронов основной рамы и смотревшая острием назад, к середине длины машины. К основной раме крепились обе подвески и задняя часть кузова. На А-образную навешивали силовой агрегат и переднюю часть кузова. Благодаря такой схеме, при преодолении сложных препятствий с диагональными вывешиваниями мостов, автомобиль приобретал своего рода «эластичность». Рама лестничного типа «играла» на кручение, а вся машина - нет. Кузов и узлы трансмиссии избавлялись от лишних нагрузок, а колеса дольше сохраняли контакт с опорной поверхностью при переезде высоких кочек и глубоких рвов.
Боевое крещение тягач получил весной и летом 1940 года во время французской кампании. Правда, в ходе боевых действий некоторое количество Morris Commercial C8 и Guy Quad-Ant досталось немцам. В дальнейшем эти машины использовались на всех фронтах, где воевали англичане и другие члены Содружества. Помимо машины с закрытым пассажирским кузовом, выпускался бортовой грузовик С8 GS.
После войны компания Morris Commercial Cars почти полностью перешла к выпуску гражданских автомобилей, хотя до середины 50-х в ее модельном ряду оставался полноприводный двухосный грузовик с шестицилиндровым двигателем, поставлявшийся военным. Уильям Моррис ушел в отставку, отказавшись от руководства компанией в 1952 году по возрасту и умер 11 лет спустя в возрасте 84 лет. Компания Morris Commercial Cars стала частью концерна British Motors Corporation, а позднее - British Leyland. Последними автомобилями марки Morris Commercial стали в начале 80-х малотоннажные развозные фургоны на агрегатах легковых автомобилей.
По принятой в Англии системе обозначения модернизированных вариантов автомобилей и другой техники, серии машин Morris Commercial C8 разных лет выпуска обозначались индексами Mk I, Mk II, Mk III. В Музее представлена модель MkIII выпуска до 1944 года.
Техническая характеристика
Экипаж | 6 человек |
Грузоподъемность | примерно 750-770 кг |
Габаритные размеры | 4490х2280х2360 мм |
Колесная база | 2516 мм |
Колея | 1680х1654 мм |
Дорожный просвет | 250 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный |
Рабочий объем | 3519 см3 |
Мощность | 70 л.с. при 3000 об/мин |
Полная масса | 5600 кг |
Максимальная скорость | 60 км/ч |
Расход топлива | 18-19 л/100 км |