Москвич-401
История создания первого «Москвича», аналогичного немецкому автомобилю Opel Kadett K38, долгие годы обрастала легендами и домыслами. Самая известная версия - будто после войны из Германии среди многочисленных трофеев, в СССР вывезли целый завод с полным комплектом чертежей, со всеми станками, и готовой моделью автомобиля. Главный конструктор МЗМА А.Ф.Андронов в своих воспоминаниях это отрицал: по его словам, не было ни чертежей, ни станков, машину действительно проектировали по образцу Opel, но делали это советские инженеры, а оснастку изготавливали отечественные предприятия, включая ЗИС и ГАЗ. Еще было много версий о частичном использовании на заводе МЗМА трофейного оборудования.
Как все было на самом деле, удалось установить с помощью рассекреченных в последние годы документов. 16 июня 1945 года образцы новых автомобилей демонстрировали в Кремле членам правительства. Как варианты будущего легкового малолитражного автомобиля были представлены довоенный КИМ-10, немецкие Opel Kadett и Opel Olympia. И.В.Сталин однозначно потребовал выбрать Kadett, хотя инженеры НАМИ пытались убедить его в преимуществах других машин. Есть легенда, что еще до войны Иосифу Виссарионовичу понравился Opel Kadett, принадлежавший начальнику охраны Кремля Власику.
В результате, оборудование завода Opel, находившегося в Рюссельхайме, в западной, союзнической зоне оккупации попало в список предприятий, которые надлежало приобрести у американской или английской оккупационной администрации. Союзный договор с западными державами такую процедуру предусматривал. Но выехавшие в Германию советские инженеры обнаружили разрушенный бомбардировками завод. Не уцелело оборудование ни по кузову, ни по двигателю, ни конструкторская документация.
Проблему решило то, что в Советской зоне оккупации Германии было создано немало конструкторских бюро, в которых вольнонаемные немецкие инженеры создавали различную технику по заказам советской военной администрации. По автомобильному профилю работало целых 11 КБ. Им и поручили проектирование аналога Opel Kadett и оборудования по его производству. Основные работы по кузову выполнило Кузовное бюро в саксонском городе Шварценберг, которым командовал инженер О.В.Дыбов, а по двигателю - Центральное конструкторское бюро в Берлине, возглавляемое профессором В.Н.Сороко-Новицким. Создавать новые чертежи и мастер-модели для производства деталей начали осенью 1945 года. В документах проект уже значился под именем «автомобиль Москвич». Используя готовые образцы автомобилей Kadett, их деталей и агрегатов, немецкие специалисты подготовили документацию и рабочие образцы в кратчайшие сроки. Уже в марте 1946 года в Москву, на завод МЗМА отправлены тысячи чертежей, сотни мастер-моделей деталей и рабочие образцы автомобилей. Немцы выдвинули немало интересных предложений по совершенствованию автомобиля «Москвич»: специальные грузовые и грузо-пассажирские кузова, альтернативные варианты внешнего дизайна базовой модели, даже автоматическую коробку передач.
Но к серийному производству стали готовить модификацию «Москвича», более чем на 95% унифицированную с утвержденным И.В.Сталиным четырехдверным седаном К38. Из оригинальных восточногерманских наработок пригодился только один специальный кузов - деревянный фургон. Что касается производственного оборудования Московского завода малолитражных автомобилей, то его комплектовали, используя различные станки и инструменты: трофейные немецкие, изготовленные советскими заводами, полученные в войну по Ленд-лизу (завод с 1944 года выпускал запчасти к американской военной технике). Часть деталей серийных «Москвичей» поставляли автозаводы ЗИС и ГАЗ.
Базовая модель «Москвича» получила двойной индекс 400-420. Первое число обозначало двигатель и шасси, а второе - кузов. Первые пробные машины автозавод, располагавшийся на Остаповском шоссе, изготовил в декабре 1946 года, а серийный выпуск первого «Москвича» начался в январе 1947-го. Эта машина стала первым в Советском Союзе малолитражным автомобилем, выпускавшимся крупносерийно - предыдущие малолитражки НАМИ-1 и КИМ-10 «разошлись» тиражом не более 500 экземпляров.
Дальнейшие работы по модернизации «Москвича» конструкторы МЗМА проводили самостоятельно. Внешне автомобиль оставался неизменным, но в течение 1948-1953 годов во все его узлы были внесены десятки изменений, повышавших прочность и надежность. Был переработан почти весь двигатель, получивший модернизированные блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы, бензонасос, водяную помпу, в систему смазки был добавлен фильтр тонкой очистки масла. Четыре раза менялась модель карбюратора, трижды - генератора, дважды - распределителя зажигания. Работы по двигателю завершились только в 1954 году с появлением новых головки цилиндров и коллекторов. Именно тогда двигатель и весь автомобиль получили индекс «Москвич-401». Также в начале 50-х полностью изменилась коробка передач - она получила рычаг переключения на рулевой колонке и синхронизатор второй-третьей передачи. Рычаг ручного тормоза убрали с пола и поставили под приборную панель, как у «Победы». Во многих местах был усилен кузов. Приметой, отличающей кузова моделей 400-420 и 401 можно считать конструкцию площадки аккумулятора - в старом варианте она приваривалась консольно, а в новом - была частично утоплена в моторный щит. Также у моделей 400-420 и 401 отличаются шкалы контрольных приборов. Общая особенность всех моделей семейства первых «Москвичей» - электрооборудование с напряжением 6 вольт.
Некоторые особенности первых «Москвичей» были типичны для недорогих автомобилей 30-х годов: довольно узкий салон, отсутствие отопителя, доступ в багажник через заднее сиденье. В то же время машина оказалась хорошо приспособлена к тяжелым дорожным условиям. Двигатель развивал максимальный крутящий момент на низких оборотах, 16-дюймовые колеса обеспечивали большой дорожный просвет, «опелевская» подвеска получилась довольно энергоемкой. Инструкция по эксплуатации допускала преодоление бродов глубиной до 60 см - по колено взрослому человеку. Важно также, что простая «неубиваемая» конструкция агрегатов двигателя и шасси терпела неквалифицированные обслуживание и ремонт силами владельцев машин и малограмотных механиков.
В апреле 1956 года МЗМА без остановки производства заменил «Москвич-401» автомобилем нового поколения «Москвич-402», полностью разработанным советскими конструкторами. «Москвичи» первого поколения еще долгие десятилетия служили сотням тысяч простых советских людей.
В Музее представлен оригинальный автомобиль «Москвич-401» 1955 года выпуска, у которого частично сохранилось «родное» заводское лакокрасочное покрытие не очень распространенного у этих машин темно-синего цвета. Автомобиль много лет бережно эксплуатировал и поддерживал в хорошем состоянии ветеран Великой Отечественной войны, полковник в отставке. С машиной он расставался со слезами в глазах - ухаживать за ней, как прежде, в его возрасте уже не оставалось физических сил.
Техническая характеристика
Число мест | 4 |
Габаритные размеры | 3855х1400х1555 мм |
Колесная база | 2340 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный МЗМА-401 |
Рабочий объем | 1074 см3 |
Мощность | 26 л.с. при 4000 об/мин |
Снаряженная масса | 855 кг |
Максимальная скорость | 90 км/ч |
Расход топлива в смешанном цикле | 9 л/100 км |