Москвич-403
Эта модель Московского завода малолитражных автомобилей завершила серию базовых моделей с однотипными кузовами - «Москвич-402», «Москвич-407», «Москвич-403». С 1959 года основные силы инженеров, работавших в Отделе главного конструктора МЗМА, были направлены на разработку перспективной модели «Москвич-408». В 1961 году конструкторские работы по кузову нового «Москвича» были еще далеки от завершения, но конструктивные особенности и основные параметры некоторых узлов и агрегатов уже вполне определились.
Так, например, Бюро подвески, возглавляемое С.А. Липгартом, представило окончательный вариант новой передней подвески и узлов рулевого управления перспективной модели. Знаменитый Главный конструктор МЗМА А.Ф. Андронов придерживался «эволюционной» точки зрения на развитие конструкции автомобиля. Не менять всю машину комплексно, а внедрять на существующем серийном автомобиле новые узлы и агрегаты по мере готовности их к производству. Когда конструкторы представили новую переднюю подвеску, Андронов дал указание сотрудникам Бюро общей компоновки, во главе которого стоял Б.Д. Кирсанов, приспособить подвеску и рулевое управление от будущего «Москвича-408» к серийному несущему кузову «Москвича-407». Измененная геометрия подвески потребовала в первую очередь переработки лонжеронов подмоторной рамы. Но вполне удачный опыт адаптации к существующему кузову измененных передних лонжеронов уже был накоплен несколькими годами ранее, когда на основе серийной модели «Москвич-402» создавали полноприводный (4х4) «Москвич-410».
Машина с новой передней подвеской получила самостоятельный индекс «Москвич-403». Ранее число 403 уже использовалось заводом - этот индекс носил экспериментальный двигатель начала 50-х годов с комбинированным газораспределением типа IOE - верхними впускными и нижними выпускными клапанами, которым пытались заменить выпускавшийся тогда нижнеклапанный мотор. Но к началу 60-х МЗМА давно перешел на двигатели с полноценным верхнеклапанным газораспределением OHV, мотор с комбинированными клапанами окончательно стал историей, и номер 403 снова считался свободным.
Новую подвеску избавили от основных слабых мест прежней подвески, применявшейся на «Москвичах» 402 и 407. Она получила более мощные балку, нижние и верхние рычаги - геометрия этих деталей изменилась полностью. У прежней подвески поворотные кулаки соединялись с нижними рычагами с помощью эксцентриковых втулок. Новая подвеска получила нижние шаровые опоры. Стабилизатор поперечной устойчивости теперь не устанавливался непосредственно на нижние рычаги, а соединялся с ними вертикальными прутьями, как у «Волги». Полностью изменился принцип регулировки схода-развала. Углы установки колес получились более стабильными, что снизило износ шин.
В рулевом управлении принципиально изменилась трапеция - появился маятниковый рычаг - дополнительная опора рулевых тяг о кузов. Поэтому на высокой скорости машину перестало «вести» вправо. Рулевая колонка стала короче, рулевая баранка получила утопленную ступицу - в начале 60-х считалось, что это повышает безопасность. Так как рычаг переключения передач у всех машин этой серии располагался на рулевой колонке, то изменился и узел переключения - он получил более длинный рычаг, четкую фиксацию включения и гаситель колебаний. С левой стороны колонки появился более удобный в пользовании, чем прежний, рычаг включения указателей поворота.
Помимо лонжеронов, кузов «Москвича-403» отличался новым моторным щитом. У прежних «Москвичей» 402 и 407 педали были напольные, а привод сцепления - механический. На модели 403 педали сделали подвесными, а привод сцепления - гидравлическим. Исчезли отверстия напольных педалей, и в салон перестала попадать грязь с дороги, вода из луж. Установленный на моторном щите под капотом главный тормозной цилиндр стал более долговечным, чем прежний, стоявший под днищем машины на лонжероне. Гидропривод обеспечил сцеплению более мягкое включение.
Интересно, что основные узлы и механизмы передней подвески, рулевого управления, педали, впервые внедренные на «Москвиче-403», оставались без изменений на всех последующих моделях заднеприводных «Москвичей» вплоть до модели 2140 на АЗЛК и поздних модификаций модели 412 на ИЖе.
Некоторые изменения претерпел двигатель. Сначала на нем внедрили новый фильтр грубой очистки масла. Немного позднее диаметр коренных шеек коленчатого вала был увеличен с 51 до 57 мм. От будущего мотора модели 408 двигатель 403-го «Москвича» отличался только старым однокамерным карбюратором и соответствовавшим ему впускным коллектором.
Выпуск «Москвича» с новой ходовой частью завод освоил в конце 1962 года. В течение следующего, 1963-го машины моделей 407 и 403 завод выпускал параллельно, постепенно наращивая объем производства новой версии и сокращая выпуск старой. Внешне базовый «Москвич-403» не отличался от позднего «Москвича-407». Осенью 1963 года появилась модификация «Москвича-403» с оригинальной внешностью - новыми облицовкой, подфарниками, задними фонарями, боковыми молдингами, измененной обивкой салона. Этот вариант объявили «автомобилем в экспортном исполнении», что, правда, совсем не означало, что все 100% машин с измененной внешностью поставляли на экспорт. Такие «Москвичи» в достаточно большом количестве продавали и на внутреннем рынке СССР. Например, через систему открывшихся в 1964 году магазинов «Березка», а также в обычных автомагазинах, но на 1500 рублей дороже «Москвича-403» базовой модели.
Серийный выпуск машины следующего поколения «Москвич-408» освоен в октябре 1964 года. До июня 1965-го завод параллельно производил машины серий 403 и 408. Всего изготовлено около 133 тысяч «Москвичей-403» и их модификаций. Большое количество машин сохранилось до наших дней.
«Москвич-403» наряду с «Волгой» ГАЗ-21 вошел в историю, как советский автомобиль, участвовавший в престижном европейском ралли «Монте-Карло». В 1964 и 1965 годах гонщики заводской команды МЗМА на «Москвичах» вместе со спортсменами ГАЗа и НАМИ на «Волгах» стартовали из Минска, чтобы финишировать в столице княжества Монако. Водители и машины выдержали тяжелое испытание на зимних альпийских перевалах.
В экспозиции представлен «Москвич-403» базовой модели, прошедший полную реставрацию в мастерских Музея.
Техническая характеристика
Число мест | 4 |
Габаритные размеры | 4055х1540х1560 мм |
Колесная база | 2380 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный МЗМА-407Б |
Рабочий объем | 1358 см3 |
Мощность | 45 л.с. при 4500 об/мин |
Снаряженная масса | 980 кг |
Максимальная скорость | 115 км/ |
Расход топлива: - город - трасса |
10 л/100 км 6.5 л/100 км |