Москвич-408Б
«Москвич-408» - один из самых популярных легковых автомобилей в СССР второй половины 60-х и 70-х годов. Он выпускался Московским Заводом малолитражных автомобилей МЗМА, который как раз в разгар выпуска этого автомобиля (в 1968 году) был переименован в Автомобильный завод имени Ленинского Комсомола АЗЛК.
Кузов автомобиля полностью разработан конструкторами МЗМА без участия коллег других советских автозаводов или из НАМИ. Дизайн кузова «Москвича-408» не повторял ни одну иностранную модель и являлся стопроцентной отечественной разработкой. Автором внешнего вида этого автомобиля стал художник-конструктор АЗЛК Б.С. Иванов. Исходный вариант «Москвича-408» выпускался с ноября 1964 года, до июня 1965-го - параллельно с прежней моделью «Москвич-403».
К исходу 1969 года завод подготовил модернизацию внешнего вида (рестайлинг) «Москвича». Первые машины с обновленной внешностью сошли с конвейера в середине декабря 1969-го, до конца года «Москвичи» старого и нового образца собирали параллельно, а с января 1970-го завод полностью перешел на модернизированную модель. Новый вариант отличался прямоугольными фарами фирмы FER (ГДР), радиаторной решеткой, измененной формой багажника и задних сигнальных фонарей. Дизайн-проект обновленной внешности разработан художником-конструктором АЗЛК М.А. Елбаевым.
С октября 1967 года АЗЛК выпускал «Москвич-408» параллельно с автомобилем «Москвич-412», отличавшимся новым двигателем принципиально измененной конструкции. Также у модели 412 рычаг переключения передач с 1968 года располагался на полу, а у модели 408 до 1973-го - на рулевой колонке. Внешне эти автомобили ничем не различались между собой ни до рестайлинга 1970 года, ни после него.
В сентябре 1971 года была введена в эксплуатацию новая территория завода АЗЛК, расположенная не внутри нынешнего Третьего транспортного кольца, а с его наружной стороны. Поэтому в 1972-1975 годах объемы выпуска автомобилей «Москвич-408» и «Москвич-412» увеличились в несколько раз. В 1976 году на смену этим автомобилям пришла новая серия «Москвич-2138» (с двигателем 408) и «Москвич-2140» (с двигателем 412), ставшая успешным и достойным конкурентом автомобилям «Жигули».
В коллекции Музея находится редкая модификация автомобиля «Москвич-408Б» , предназначенная для инвалидов. Такие машины завод выпускал в небольшом количестве. В отличие от инвалидных модификаций «Запорожца» и мотоколясок СМЗ, «Москвичи» с ручным управлением не распределяли через организации Социального обеспечения, а продавали инвалидам только за наличный расчет. Существовали сменные комплекты рычагов для комплектации каждого конкретного «Москвича», рассчитанные на водителей без левой ноги, без правой ноги или без обеих ног.
В Музее - «Москвич-408Б» 1971 года выпуска с пробегом менее 10 тысяч километров, сохранившийся без реставрации со всеми оригинальными деталями кузова и агрегатов, в «родной» заводской окраске. Данный автомобиль оснащен ручным приводом педали тормоза.
Техническая характеристика
Число мест | 5 |
Габариты | 4090х1550х1440 мм |
База | 2400 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный АЗЛК-408 |
Рабочий объем | 1358 см3 |
Мощность | 50 л.с. при 4750 об/мин |
Максимальная скорость | 120 км/ч |
Снаряженная масса | 990 кг |
Расход топлива | 6-7 л/100 км |