Мотопомпа-прицеп ММ-1200
Мотопомпа - это насос, приводимый в действие двигателем внутреннего сгорания. Уже не первое десятилетие выпускаются мотопомпы с двигателем от автомобиля, установленные на небольшом двухколесном одноосном автоприцепе. Буксировать мотопомпу может как пожарная машина на базе грузовика, так и легковой внедорожный автомобиль: ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ.
С помощью мотопомпы можно бороться с небольшими пожарами. Эти устройства применяются в объектовой пожарной охране, добровольных пожарных дружинах, пожарных частях небольших городов и поселков, служат учебной техникой в юношеских пожарных отрядах. В таких частях и подразделениях мотопомпа способна заменить пожарный автомобиль, подавая, при необходимости, воду или воздушно-механическую пену. Кроме того, мотопомпы незаменимы в городских аварийных бригадах, обслуживающих водопровод и канализацию. Помимо тушения пожаров, мотопомпа предназначена для перекачивания воды, дезактивации зданий, сооружений и техники, откачки воды при затоплении помещений и подвалов, авариях водопроводной сети, наводнениях, промывки и опрессовки теплосетей, полива лесопосадок и газонов. В Музее представлена мотопомпа модели ММ-1200, появившаяся в начале 50-х годов.
Завод «Гидромаш», выпускавший помпу ММ-1200, находится в Мелитополе Запорожской области. Его основали во время Великой Отечественной войны когда, на освобожденной от немецких захватчиков территории, 15 ноября 1943 года был организован цех по производству красного кирпича, керосиновых ламп, а также противопожарного оборудования.
Помпа ММ-1200 оснащалась четырехцилиндровым нижнеклапанным двигателем ГАЗ-МК, представлявшим собой упрощенную модификацию мотора «полуторки» ГАЗ-ММ. От базовой модели этот мотор сохранил цилиндро-поршневую группу и головку блока. При этом отсутствовал электрический стартер - двигатель заводился от установленной под дышлом мотопомпы заводной рукоятки. Не было ни водяного насоса, ни радиатора - охлаждающая жидкость циркулировала между блоком цилиндров и охлаждающим баком по термосифонному принципу. Батарейная система зажигания на мотопомпе была заменена на магнето.
Мотор располагался посередине шасси, под капотом. Позади двигателя устанавливался насос ПН-1200 с газоструйным всасывающим аппаратом. Работая, он подавал 1200 литров воды или пены в минуту, отсюда - число в названии насоса и мотопомпы. Насос развивал давление 8 атмосфер при геометрической высоте всасывания 3.5 метра. Но максимальная геометрическая высота всасывания была значительно больше - 7 метров. Чтобы втянуть в насос воду с этих предельных семи метров, уходило 50 секунд. Передаточное число редуктора составляло 1:2,125.
В крылья прицепа были вмонтированы ящики для рулонов рукавов. Колеса, как и мотор, позаимствованы от «полуторки» ГАЗ-ММ послевоенного выпуска. Помимо ММ-1200 существовали более легкие и компактные переносные мотопомпы производительностью 600 или 800 литров в минуту.
Впоследствии Мелитопольский «Гидромаш» перешел на производство мотопомп-прицепов усовершенствованных моделей с двигателями и узлами от более современных отечественных автомобилей. В настоящее время завод, производящий различные типы специализированных машин на шасси грузовиков, предлагает также и мотопомпу ММ-27/100, способную перекачивать 1600 литров в минуту.
Техническая характеристика
Габаритные размеры | 2700х1800х1300 мм |
Дорожный просвет | 250 мм |
Двигатель | автомобильного типа, бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный ГАЗ-МК |
Рабочий объем | 3285 см3 |
Мощность | 41 л.с. при 1800 об/мин |
Производительность насоса ПН-1200 | 1200 л/мин |
Давление | 8 атм |
Полная масса | 845 кг |
Расход топлива на работу насоса | 13.5 л/ч |