Мотоцикл МТ-10-36
Советский мотоцикл тяжелого класса с боковым прицепом, выпускавшийся Киевским мотоциклетным завод (КМЗ) с 1976 года.
Предназначение мотоцикла заключалось в транспортировке водителя с двумя пассажирами либо груза, весом не более 260 кг по самым разным дорожным покрытиям. Мощный и трудолюбивый мотоцикл был весьма популярен в сельской местности.
Днепр МТ-10-36 являлся дальнейшим развитием модели МТ-10 и оснащался двигателем с повышенной до 36 л.с. мощностью, в сравнении с 32 л.с. у базовой модели. Внешне МТ 10-36 отличается от предшественников рычагами с шариковыми наконечниками, накидными гайками на выпускных патрубках, а так же преобразованием некоторых узлов в части экипажной конструкции, например, пассажирской откидывающейся подножкой.
В основе модернизации лежали стандарты ГОСТа в плане повышения безопасности и снижения внешнего шума. Поскольку основную безопасность передвижения гарантирует тормозной узел, он подвергся кардинальной переделке на переднем колесе. Вследствие чего появилась пара колодок, каждая из которых активизируется индивидуальными кулачками ведущего и ведомого рычагов.
Снижение шума на 10 дБ было достигнуто применением нового атмосферного фильтрующего элемента и более эффективного глушителя (внешний диаметр увеличился до 86 мм, а объем – в 1.6 раза). Такая конструкция ощутимо снизила шум отработанных газов и исключила попадание топлива на горячие детали. Преобразованию подверглись и выпускные трубы с внутренней конфигурацией элемента. Теперь патрубки на цилиндре фиксировались накидными гайками, вместо хомутов, что обеспечило более плотное соединение и способствует отводу значительной части тепла.
Существенным конструкторским новшеством стало исключение необходимости замены масла. Регулярный долив масла усилил защиту основных деталей от коррозии и износа, чему способствовало смазывание внутренних узлов силового агрегата и сопряженные с ним элементы.
Трансмиссия мотоцикла четырехступенчатая, сцепление сухое, двухдисковое. Также для большей маневренности присутствует задняя передача. Подвеска мотоцикла – телескопическая вилка с амортизаторами гидравлического типа на переднем колесе, а так же рычажной вилкой на заднем колесе мотоцикла.
Электрооборудование МТ-10-36 рассчитано на напряжение в 12 Вольт, что позволяет устанавливать более современные осветительные приборы. В качестве противоугонного устройства выступает замок, запирающий руль в колонке.
Производство мотоцикла МТ-10-36 завершилось сменой модернизированного «Днепр» МТ-11 в 1985 году.
Конструкторское бюро Киевского мотоциклетного завода выпускало не только базовые модели и их усовершенствованные модификации, но и мотоциклы коммунального и специального назначения. К последним можно отнести пожарные мотоциклы. Узкие проезды, затрудненное движение транспорта на дорогах иногда препятствуют своевременному и оперативному прибытию пожарных команд к месту назначения. Эта создает угрозу безопасности людей и имуществу в случае возникновения пожара. С целью решения и устранения этой проблемы на базе тяжелых мотоциклов «Днепр» был разработан пожарный мотоцикл. Он был обустроен всеми необходимыми средствами пожаротушения: огнетушители, помпы, аэрозольные генераторы, безводные средства пожаротушения, пожарные рукава и шланги.
Благодаря своим компактным габаритам, пожарный мотоцикл может добраться до места возникновения пожара даже в труднодоступных местах и в течение 40 секунд ликвидировать источник пожара площадью 100 м².
В музее представлен МТ-10-36 1983 года выпуска, представляющий один из вариантов специального оборудования мотоцикла Днепр. На месте пассажирской коляски установлены огнетушащие средства: воздушно-пенные огнетушитель ОВП-80 для тушения тлеющих материалов, а также горючих жидкостей; мотопомпа МП-800 для забора и подачи воды из любых открытых и закрытых водоёмов, пожарных гидрантов, к месту пожара; рукав подачи огнетушащих средств и сигнал тревоги – проблесковый маячок.
Техническая характеристика мотоцикла
Пожарный расчет | 2 человек |
Габаритные размеры кузова | 2430х1680х1080 мм |
Колесная база | 1500 мм |
Дорожный просвет | 125 мм |
Двигатель | карбюраторный, четырехтактный, двухцилиндровый, воздушного охлаждения |
Рабочий объем | 649 см3 |
Мощность | 36 л.с. при 5600-5900 об/мин |
Масса сухая | 335 кг |
Максимально допустимая нагрузка | 260 кг |
Максимальная скорость | 105 км/ч |
Расход топлива | 8 л/100 км |
Техническая характеристика мотопомпы МП-800
Максимальна производительность | 800 л/мин |
Максимальная дальность струи | 60 м |
Масса сухая | 90 кг |
Техническая характеристика огнетушителя воздушно-пенного ОВП-80
Время выхода огнетушащего вещества | 60 с |
Огнетушащая способность (площадь) | 7.32 м2 |
Масса | 160 кг |
Количество огнетушащего вещества | 84 кг |