Несъемная «пожарная труба» с наливным ящиком LUHIER
Несъемная «пожарная труба» с наливным ящиком LUHIER на четырехколесном ходу Франция, вторая половина XIX в.
Проблема пожаров известна человечеству с незапамятных времен. Для борьбы с огнем люди традиционно использовали паруса из плотной ткани и лубяные щиты, которые поливали водой, крюки, топоры и вёдра. К концу XVII века параллельно с указанными средствами начали применять заливные трубы (пожарный насос ручного действия). Первые образцы этих механизмов состояли из металлической трубы с наконечником, в которой двигался поршень. Заливные трубы не имели приспособлений для всасывания воды из естественных источников, а снабжались специальными наливными ящиками (коробами), куда заливалась вода вёдрами из водоёмов или из бочек. Нагнетательный механизм (насос), помещенный в жёстко закрепленный наливной ящик, подавал воду к месту пожара по рукавам. Подача воды на пожар с помощью заливных пожарных труб требовала больших затрат ручного труда для её перекачки по рукавам и непрерывного подвоза конно-бочечными ходами. Так, для обслуживания одной заливной пожарной трубы назначалось около 50 человек: 12 человек в две смены качали коромысла нагнетательного механизма, 8 – обслуживали рукава и ствол, а 30, выстроившись в один или два ряда, подносили к трубе воду вёдрами и ушатами. С изобретением паровых двигателей и их использованием для привода пожарных насосов удалось значительно увеличить эффективность пожаротушения.
Насосы с коробом имели свои преимущества и недостатки. Положительные стороны заключались в возможности продолжать работу даже в случае отсутствия или повреждения всасывающих рукавов, а так же, в случае работы в перекачку, насос принимал воду, подаваемую другим насосом. Отрицательная сторона насоса с наливным коробом состояла в необходимости иметь, кроме группы качальщиков, людей с ведрами для подноса и налива воды в короб, к тому же изготовление короба вело к затратам излишнего материала, увеличению веса насоса и его стоимости.
Наиболее эффективными во второй половине XIX века пожарные специалисты признавали пожарные трубы европейского производства. Свидетельством того является наличие французские трубы в пожарных обозах России. В отличие от других моделей, кожаные клапаны у этих насосов были заменены на металлические, что позволяло использовать оборудование при самых сильных морозах. Трубы были снабжены кожаными рукавами и вывозились на конных трубно-бочечных или трубно-линеечных ходах.
Представленная пожарная труба прошла реставрацию в мастерских музея в 2011 году.
Техническая характеристика
Пожарный расчет | 50 чел. |
Количество цилиндров насоса | 2 |
Длина пожарных рукавов | 40 м |
Максимальная дальность водяной струи | 20 м |
Максимальная высота водяной струи | 17-20 м |
Максимальная производительность: - ведер в минуту - литров в секунду |
28 4.5 |