NSU HK-101 (Sd.Kfz.2)
Немецкий NSU Kettenkraftrad времен Второй мировой войны – очень необычная машина, сочетающая в себе особенности мотоцикла, трактора, внедорожника и артиллерийского тягача.
В 1940 году фирма «NSU Motorenwerke» в Некарсульме получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки артиллерийских систем и других грузов военного назначения. Новый тягач носил официальное наименование Kleines Kettenkraftrad Typ HK101, а по сквозному индексу обозначений военной техники в Германии назывался Sd.Kfz.2.
Первые 500 машин нулевой серии были произведены в июле 1940 года, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель Sd.Kfz.2. В 1943 году к производству транспортера Kettenkrad подключилась фирма «Stoewer».
Водитель управлял машиной с помощью мотоциклетной рулевой вилки, роль ведущих колес играл гусеничный движитель, двигатель был взят от легкового автомобиля. Подобные тягачи выпускали еще до Первой Мировой войны во Франции, Великобритании и в самой Германии, но только фирме «NSU» удалось добиться оптимального сочетания мотоциклетного рулевого управления с легким гусеничным движителем и довести созданную конструкцию до уровня, который позволил запустить машину в серийное производство. Благодаря высоким динамическим характеристикам, Kettenkrad стал по-настоящему популярен в немецкой армии в период Второй мировой войны.
Тягач HK101 использовался во всех видах вооруженных сил Германии. Он с успехом применялся не только как буксировщик легких артиллерийских орудий, но и как прокладчик кабеля и буксировщик самолетов. Всего до конца войны фирмами NSU и Stoewer было произведено 8871 тягачей типа Sd.Kfz.2. После окончания войны из оставшихся заделов корпусов этими же фирмами было выпущено еще 550 Kettenkrad, но теперь уже в качестве легких сельскохозяйственных тракторов.
Представленный в музее Sd.Kfz.2 был выпущен NSU в 1942 году и отлично показал себя в сражениях Второй мировой войны, в том числе на Кавказе. В середине августа 1942 года одновременно с боями на грозненском и новороссийском направлениях начались ожесточенные бои советских войск с немецкой армией на перевалах Главного Кавказского хребта. Наш мотоцикл HK 101 на тот момент состоял на службе 1-й немецкой горнострелковой дивизии, которая действовала против частей 46-й армии Закавказского фронта. Во время сложнейшего перехода егерей через Клухорский перевал из-за плохих погодных условий Kettenkrad перевернулся. По-видимому, из-за нехватки времени и сил немцы не стали поднимать мотоцикл. Только спустя 30 лет поисковики нашли его под огромной толщей снега.
В музей данный Kettenkrad поступил в апреле 2012 года, превосходно сохранившийся и на ходу. Понадобилось лишь техническое обслуживание и окраска кузова. В настоящее время он участвует в исторических мероприятиях, проводимых не только в нашем музее, но и по всей России. 23 июня 2012 года на ралли «Моторы войны», на пересеченной местности с преодолением препятствий музейный Kettenkrad занял почетное I место среди гусеничных мотоциклов.
Техническая характеристика
Экипаж | 3 человека |
Габаритные размеры | 2980х1205х1010 мм |
Грузоподъемность | 325 кг |
Масса буксируемого прицепа | 450 кг |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный от автомобиля Opel Olympia 38 |
Рабочий объем | 1478 см3 |
Мощность | 36 л.с. при 3400 об/мин |
Полная масса | 1560 кг |
Максимальная скорость | 65 км/ч по шоссе, 40 км/ч по бездорожью |
Расход топлива | 16 л/ 100 км по шоссе, 22 л/ 100 км по бездорожью |