NSU HK-101 (Sd.Kfz.2)

P6220045

Немецкий NSU Kettenkraftrad времен Второй мировой войны – очень необычная машина, сочетающая в себе особенности мотоцикла, трактора, внедорожника и артиллерийского тягача.

В 1940 году фирма «NSU Motorenwerke» в Некарсульме получила от Министерства вооружений сухопутных войск (Heereswaffenamt) заказ на разработку легкого тягача, предназначенного для повышения мобильности пехотных подразделений, ведения разведки, буксировки артиллерийских систем и других грузов военного назначения. Новый тягач носил официальное наименование Kleines Kettenkraftrad Typ HK101, а по сквозному индексу обозначений военной техники в Германии назывался Sd.Kfz.2.

Первые 500 машин нулевой серии были произведены в июле 1940 года, а 5 июня 1941 года армия взяла на вооружение первую модель Sd.Kfz.2. В 1943 году к производству транспортера Kettenkrad подключилась фирма «Stoewer».

NSU 2NSU 3NSU 4

Водитель управлял машиной с помощью мотоциклетной рулевой вилки, роль ведущих колес играл гусеничный движитель, двигатель был взят от легкового автомобиля. Подобные тягачи выпускали еще до Первой Мировой войны во Франции, Великобритании и в самой Германии, но только фирме «NSU» удалось добиться оптимального сочетания мотоциклетного рулевого управления с легким гусеничным движителем и довести созданную конструкцию до уровня, который позволил запустить машину в серийное производство. Благодаря высоким динамическим характеристикам, Kettenkrad стал по-настоящему популярен в немецкой армии в период Второй мировой войны.

 HK-101NSU 5

Тягач HK101 использовался во всех видах вооруженных сил Германии. Он с успехом применялся не только как буксировщик легких артиллерийских орудий, но и как прокладчик кабеля и буксировщик самолетов. Всего до конца войны фирмами NSU и Stoewer было произведено 8871 тягачей типа Sd.Kfz.2. После окончания войны из оставшихся заделов корпусов этими же фирмами было выпущено еще 550 Kettenkrad, но теперь уже в качестве легких сельскохозяйственных тракторов.

Представленный в музее Sd.Kfz.2 был выпущен NSU в 1942 году и отлично показал себя в сражениях Второй мировой войны, в том числе на Кавказе. В середине августа 1942 года одновременно с боями на грозненском и новороссийском направлениях начались ожесточенные бои советских войск с немецкой армией на перевалах Главного Кавказского хребта. Наш мотоцикл HK 101 на тот момент состоял на службе 1-й немецкой горнострелковой дивизии, которая действовала против частей 46-й армии Закавказского фронта. Во время сложнейшего перехода егерей через  Клухорский перевал из-за плохих погодных условий Kettenkrad перевернулся. По-видимому, из-за нехватки времени и сил немцы не стали поднимать мотоцикл. Только спустя 30 лет поисковики нашли его под огромной толщей снега.

В музей данный Kettenkrad поступил в апреле 2012 года, превосходно сохранившийся и на ходу. Понадобилось лишь техническое обслуживание и окраска кузова.  В настоящее время он участвует в исторических мероприятиях, проводимых не только в нашем музее, но и по всей России. 23 июня 2012 года на ралли «Моторы войны», на пересеченной местности с преодолением препятствий музейный Kettenkrad занял почетное I место среди гусеничных мотоциклов. 

Техническая характеристика

Экипаж 3 человека
Габаритные размеры 2980х1205х1010 мм
Грузоподъемность 325 кг
Масса буксируемого прицепа 450 кг
Двигатель бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, верхнеклапанный от автомобиля Opel Olympia 38
Рабочий объем 1478 см3
Мощность 36 л.с. при 3400 об/мин
Полная масса 1560 кг
Максимальная скорость 65 км/ч по шоссе, 40 км/ч по бездорожью
Расход топлива 16 л/ 100 км по шоссе, 22 л/ 100 км по бездорожью