OM Leoncino (Италия)
Небольшие пожарные машины этой модели не эксплуатировались в нашей стране. Они были распространены в Европе в 50-70-х годах. Представленный в нашем музее пожарный автомобиль построен на базе итальянского малотоннажного грузовика OM Leoncino, который продержался на конвейере долгих 18 лет – с 1950 по 1968 годы.
Миланская машиностроительная компания, ставшая впоследствии известной под аббревиатурой ОМ, – Оффичине Мекканике (Officine Meccaniche), основана в 1899 году.
В октябре 1917 года она приобрела разорившуюся фирму Дзюст (Zust), и весной следующего года дебютировала, как производитель автомобилей. На основе разработок Zust были созданы первые легковые машины марки ОМ. Успехи первых нескольких лет позволили расширить автомобильное производство и выделить для него реконструированный завод в Брешии, ранее принадлежавший поглощенному «Дзюсту».
В 1925 году на новом автозаводе развернулся выпуск грузовиков и автобусов ОМ. Именно в конце 20-х на машинах этой итальянской марки появились агрегаты швейцарской фирмы Swiss Saurer, прежде всего, дизельные двигатели.
Через несколько лет, в 1933-м, часть капитала фирмы ОМ выкупил более мощный концерн ФИАТ (FIAT). Прекратив выпуск легковых автомобилей, ОМ сосредоточился на грузовиках, расширил объемы их производства и заметно укрепил свое положение на рынке. Однако, фирма не производила автомобилей собственной разработки. По устройству агрегатов шасси машины ОМ не отличались от аналогов «Заурер» (Saurer), выпускавшихся во Франции и Швейцарии. Правда, специальные кузовостроительные мастерские выпускали для ОМ оригинальные кабины. Например, сразу после войны в 1945 году в серию пошел новый грузовик «Таурус-340» с бензиновым мотором, ставший первым автомобилем ОМ с кабиной над двигателем, которую создала кузовная фирма «Орланди» (Orlandi).
Именно по такой же бескапотной схеме был скомпонован абсолютно новый легкий грузовик ОМ Leoncino («Львенок»), грузоподъемностью до 2 тонн, появившийся в 1950 году. С технической точки зрения он ничем особенным не выделялся. Обычное рамное шасси с зависимой подвеской всех колес на многолистовых рессорах. На передней и задней оси - амортизаторы двустороннего действия. Тормоза – гидравлические. Обращают на себя внимание колеса типичной в середине ХХ века грузовой размерности 20 дюймов, но с узкими покрышками, как у советской «полуторки» ГАЗ-ММ, рассчитанными на небольшие осевые нагрузки.
Машину оснащали либо бензиновым двигателем собственного производства ОМ, либо дизелем с непосредственным впрыском Swiss Saurer. Именно такой швейцарский мотор объемом 3770 см3 и мощностью 53 л.с. установлен на музейной машине. Коробка передач – механическая, пятиступенчатая.
Кабина у Leoncino не откидывалась. Для доступа к двигателю надо поднять кожух капота, находящийся в середине кабины. Необычная деталь – правый руль. В Италии было левостороннее движение, но это – не экспортная модификация. В начале ХХ века господствовала теория, будто правое расположение руля в странах с левосторонним движением помогает шоферу точнее вести машину вдоль обочины. Это было справедливо, когда машины были тихоходные, а дороги – плохие. Но когда скорости возросли, начались массовые обгоны на дорогах, производители автомобилей начали переносить руль на левую сторону. Италия в этом вопросе оказалась на одном из последних мест в мире. Если на итальянских легковых машинах левый руль начали постепенно внедрять, то грузовики с правым рулем господствовали на дорогах Апенинского полуострова до самого начала 60-х годов. У Leoncino рычаг переключения передач установлен на рулевой колонке и расположен под привычной правой рукой водителя – то есть выглядывает из колонки не в сторону пассажира, а в сторону двери. Еще одна характерная деталь – двери по-старинному открываются против хода машины.
Пожарный кузов – цельнометаллический с каркасом, сваренным из тонких труб и прутка. Компоновка типичная – двойная кабина для расчета, сзади – большой отсек для инвентаря, в хвосте машины – пожарный насос. Правда, сдвигающиеся вверх шторки по бокам насосного отсека, скорее всего, не оригинальные. Они пришли на смену откидным люкам и дверцам после того, как была выпущена эта машина, и, видимо, установлены при ремонте.
По меркам Европы 60-х годов 20-го века, такой практичный легкий грузовичок не устаревал длительное время. В 1968 году компания ОМ окончательно влилась в состав концерна ФИАТ, став его вторым грузовым отделением. Тогда-то и появились новые модели, сменившие в том числе и Leoncino, но отличавшиеся скорее модным дизайном, чем серьезными обновлениями в механике. В 1975 году фирму ОМ поглотил концерн ИВЕКО (IVECO).
Интересно, что в наше время концерн IVECO возродил марку Leoncino, присвоив ее грузовичку примерно такие же габариты. Модель, появившаяся в 2010 году, построена на базе выпускаемого под контролем итальянцев китайского грузовика.
Техническая характеристика
Расчет | 5 человек |
Габаритные размеры | 5400х1820х2220 мм |
Колесная база | 2.98 м |
Двигатель | Дизельный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный Saurer (Швейцария) |
Рабочий объем | 3770 см3 |
Мощность | 53 л.с. |
Снаряженная масса | около 2000 кг |
Максимальная скорость | 100 км/ч |
Расход топлива | 15-18 л/ 100 км |