Танк Panzerkampfwagen III
Panzerkampfwagen III – немецкий средний танк времен Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год.
В феврале 1934 года Управлением вооружений был организован конкурс на разработку нового танка, получившего кодовое обозначение «танк командира взвода» (нем. Zugführerwagen) или Z.W. Технические требования к танку включали в себя: масса около 10 тонн; вооружение – 37-мм пушка во вращающейся башне; максимальная скорость не менее 40 км/ч; использование двигателя HL 100 мощностью 300 л.с. производства фирмы «Майбах». После исследования возможностей различных компаний, к участию в конкурсе были приглашены четыре фирмы: «Даймлер-Бенц» – для производства двух прототипов шасси; «Крупп» – для производства двух прототипов башни; M.A.N. – для одного прототипа шасси и «Рейнметалл» – для одного прототипа башни.
По результатам испытаний прототипов, было выбрано шасси «Даймлер-Бенц», первый экземпляр которого был собран в августе 1935 года. В дополнение к первым шасси, обозначавшимся как Z.W.1 и Z.W.2, «Даймлер-Бенц» получила контракт на создание ещё двух улучшенных прототипов – Z.W.3 и Z.W.4. Два прототипа башен «Крупп» были закончены ещё в августе 1934 года, но окончательно они были выбраны только после сравнительных испытаний их вместе с башнями «Рейнметалл» на прототипах шасси.
Заказ на производство «нулевой серии» из 25 танков, предназначенной для войсковых испытаний, был выдан Управлением вооружений в декабре 1935 года, при этом выпуск первых танков был намечен на октябрь 1936 года с тем, чтобы передать все 25 машин войскам уже к 1 апреля 1937 года. К тому времени обозначение танка несколько раз менялось, пока приказом от 3 апреля 1936 года не было установлено в окончательном варианте – Panzerkampfwagen III.
Итак, производство Panzer III включало выпуск следующих предсерийных партий фирмами «Даймлер-Бенц» и «Крупп», с привлечением ряд других производителей отдельные узлы и компоненты танка:
- 1.Serie/Z.W. из 10 машин – развитие конструкции прототипа Z.W.1., получившее обозначение Ausführung A (Ausf. A – «модель А»). Характерная особенность – ходовая часть с пятью опорными катками большого диаметра с индивидуальной подвеской на вертикальных пружинах и двумя поддерживающими катками с каждого борта.
PzKpfw Ausf.A на одном из полигонов. Германия, 1939 год
- 2.Serie/Z.W. из 15 машин (5 из которых были перенаправлены для производства нулевой серии САУ Sturmgeschütz III) – развитие прототипа Z.W.3, получившее обозначение Ausf. B. Главное отличие – 8 опорных катков малого диаметра с каждого борта, сблокированных попарно и снабжённых гидравлическими амортизаторами.
- 3.Serie/Z.W. из 40 танков. Заказ включал две партии – 3a.Serie/Z.W. из 15 машин и 3b.Serie/Z.W. из 25 машин, обозначенных, соответственно, Ausf. C и Ausf. D. Конструктивно Ausf. C отличался изменённой подвеской – 8 катков с каждого борта были скомпонованы в три тележки (крайние по два катка и среднюю из четырёх катков). Кроме этого, были усовершенствованы механизм поворота и бортовые передачи. Производство Ausf. C велось с середины 1937 по январь 1938 года.
Ausf. D стала последней предсерийной модификацией, отличавшейся изменениями в силовой установке, элементах подвески, доработанной кормовой части корпуса и командирской башенки. Производство Ausf. D продолжалось с января по июль 1938 года.
PzKpfw Ausf.D. Польша, сентябрь 1939 года
С осени 1936 по конец 1937 года прототипы испытывались на полигонах в Куммерсдорфе и Ульме (в 30 км к югу от Берлина).
Первой относительно крупносерийной версией Pz.III стала модель Ausf. E. С октября 1938 по октябрь 1939 года было изготовлено 96 единиц. На ней была применена полностью новая ходовая часть их шести сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт и торсионная подвеска. Курсовой пулемёт размещался в новой шаровой установке Kugelblende 30. Механик-водитель получил комбинированный прибор наблюдения Fahrersehklappe 30. Крышки бортовых башенных люков стали двухстворчатыми. В нижних бортовых листах корпуса между верхней ветвью гусениц и опорными катками появились эвакуационные люки. Несколько видоизменились люки моторного отделения.
Вследствие последующих модернизаций и усиления броневой защиты Pz.III были выпущены модели Ausf.F, Ausf.G, Ausf.H, Ausf.J.
Pz.III Ausf.J находился в серийном производстве с марта 1941 по июль 1942 года. Лобовой броневой лист корпуса довели до 50 мм, броневую защиту башни и бортов корпуса до — 30 мм (у первых танков она составляла 15 мм. Изменилась конструкция буксирных крюков, двухстворчатые крышки люков доступа к агрегатам трансмиссии заменили на одностворчатые, воздушные фильтры перенесли с моторной перегородки на карбюраторы. Самым же важным нововведением стала установка новой пушки. Первые 1 549 танков Ausf. J ещё были вооружены 50-мм пушкой KwK 38 с длиной ствола в 42 калибра. С января 1942 года в танки начали устанавливать 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров, обладавшую большей бронепробиваемостью. Такие орудия получили 1067 танков Ausf. J. Замена пушки стала насущной необходимостью после первых же сражений на Восточном фронте. Здесь выяснилось, что Pz.III, предназначавшийся по замыслу именно для борьбы с танками противника, мог пробить броню советского тяжелого танка КВ только с дистанции 200 м. При этом наши машины легко поражали «тройки» с дистанции 500 м. Новая пушка позволила хотя бы частично уравнять шансы и увеличить дальность эффективного огневого боя с советскими танками до 500 м.
Panzerkampfwagen III Ausf. J, Восточный фронт
Разработка еще двух модификации Ausf. L и Ausf. M особого успеха не имела. Pz.III Ausf. N стал последней модификацией Pz.III в качестве линейного танка. Наиболее важным изменением стала установка 75-мм пушки KwK 37 с длиной ствола 24 калибра.
Panzerkampfwagen III использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внес значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.
Техническая характеристика
Экипаж | 5 чел. |
Габаритные размеры | 6280х2950х2500 мм |
Двигатель |
12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный, жидкостного охлаждения, Maybach HL 120TRM |
Мощность | 265 л.с. |
Боевая масса | 21.5 т |
Вооружение: - главный калибр - пулеметы |
50 мм Kwk 39 2 × 7,92-мм MG-34 |
Бронирование: - корпус - башня - крыша/днище |
30-50 мм 30-50 мм 17-16 мм |
Максимальная скорость: - по шоссе - по пересеченной местности |
40 км/ч 18 км/ч |
Запас хода шоссе/ проселок | 155/ 85 км |
Преодолеваемые: - высота стенки - ширина рва - глубина брода |
0.6 м 2.2 м 0.8 м |