Победа ГАЗ-М20 такси
Седан среднего класса, разработанный на ГАЗе в период Великой Отечественной войны, и в 1946 году пришедший на смену ГАЗ-М1. Принципиально новый легковой автомобиль послевоенного поколения автомобильная промышленность СССР выпустила значительно раньше, чем это удалось большинству американских и европейских автомобилестроительных компаний. В прочем, в основе шасси «Победы» - нелицензионное использование платформы автомобиля «Опель-Капитан» 1940 года.
«Победа» поступала в таксомоторные парки с 1947 года. Она получила более экономичный по сравнению с ГАЗ-М1 двигатель, развивавший ту же мощность при уменьшенном более чем на литр рабочем объеме, несущий кузов с отоплением салона и отдельным багажником, а также независимую подвеску передних колес. С 1948 года эта модель становилась основным автомобилем-такси во всех городах СССР. Таксомоторная модификация отличалась от базовой модели счетчиком ТА-49 Челябинского завода, вмонтированным в середину приборной панели.
На «Победа» впервые появились сигнал «свободен-занят» в виде знаменитого зеленого огонька и специальная окраска с опознавательными знаками в виде полосы шашек. Зеленый фонарик от «Победы» оставался неизменным на всех советских такси до второй половины 80-х годов, пока не появились пластмассовые фонарики.
До середины 50-х годов «Победы»-такси окрашивали в два цвета - темно-серый снизу и светло-серый сверху, так как серая краска была дешевой в производстве. После ХХ съезда КПСС (1956 год) и начала политических реформ в стране серую окраску автомобилей признали неэстетичной, и в парках появились «Победы» различных цветов. В 1958-1959 годах был изменен стандартный дизайн шашек - сплошную полосу вдоль борта сменили две коротких шашечных полосы на передних дверях с буквой «Т» в круге между ними.
В январе 1958 года в Москве работало 3200 такси «Победа». В южных регионах СССР и в республиках Прибалтики в такси применяли «Победы» с открытым кузовом кабриолет - брезентовой крышей.
В Музее представлен автомобиль «Победа» позднего выпуска с передней декоративной решеткой радиатора образца 1955 года, носивший заводской индекс ГАЗ-20В. В народе такая решетка получила прозвище «улыбка», а старую решетку 1946-1955 годов, набранную из тонких полос, звали «тельняшкой».
Автомобили «Победа» работали в таксопарках до 1962 года.
Технические характеристики
Число мест | 5 |
Габаритные размеры | 4665х1695х1640 мм |
Колесная база | 2700 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, четырехцилиндровый, рядный, нижнеклапанный М-20 |
Рабочий объем | 2112 см3 |
Мощность | 52 л.с. при 3600 об/мин |
Масса снаряженная | 1460 кг |
Максимальная скорость | 105 км/ч |
Расход топлива | 13.5 л/100 км |