Пролетка
В старину первыми способами езды и перевозок на лошадях, кроме верховой, были «волокуши» из двух длинных жердей или верхушек молодых деревьев, притороченных с двух сторон к хомуту или седельному перехвату и соединенных между собой гибкими ременными или жесткими деревянными связками.
Развитие мануфактур и потребность в продуктивных средствах передвижения привели к созданию новых конных повозок. Широкая область применения последних способствовала их дальнейшему развитию, благодаря чему экипажи стали более разнообразными, рассчитанными на одного или нескольких ездоков, для коротких прогулок или длительных путешествий, открытыми или с крышей, простыми или роскошно отделанными. Лишь одна деталь была общей у всех конструкций — они опирались на колеса.
Первые экипажи общественного пользования представляли собой тесные и неудобные повозки. Более комфортные кареты были ввезены в Россию из Германии в кн. XVI – нач. XVII в.
К началу 1680-х гг. кареты стали очень престижным видом транспорта, указывающим на статус его владельца. Из-за их обилия на московских улицах появились первые пробки.
Кареты были достаточно большими (зачастую они запрягались шестеркой лошадей), тяжелыми, с большим радиусом поворота, что делало их не маневренными в условиях города.
Это послужило толчком для создания целого ряда легких и простые экипажей с откидным верхом для более подвижной и удобной езды. Одним из таких экипажей были дрожки – одноконные четырехколесные рессорные или без рессорные повозки на 2-3 человека для легковой быстрой езды в городе. Над колесами устанавливались короткие крылья для защиты от грязи и пыли. Первые дрожки появились на городских улицах приблизительно в 1840-м году. Их можно было считать городским транспортом, управляли которым так называемые «ваньки», «лихачи» и «живейные». Названия говорят сами за себя.
Ванька – бедный, приехавший подзаработать в город крестьянин. Приезжал на своей повозке, запряженной своей же, как правило, не особо хорошей, лошадью. Лихачи щеголяли на модных экипажах с резвыми, холеными лошадками. Живейный извозчик мог считаться средним звеном ваньками и лихачами. Городские извозчичьи дрожки назывались пролетными и вскоре сократили свое название до слова «ПРОЛЕТКА».
Начиная с ХIХ века, когда в мире произошла промышленная революция, и были изобретены новые виды транспорта: велосипед, мототехника, а затем и более удобный и престижный автомобиль, век конных экипажей подошел к концу, и они уступили свое место новой, более совершенной, удобной, скоростной технике.
Легкие двухместные пролетки с рессорами и поднимающимся верхом можно было видеть в городах СССР еще в 1940-х годах.
Представленная пролетка восстановлена мастерами обозного цеха в реставрационных мастерских музея в 2010 году по образцу сохранившейся оригинальной тачанки.
Характеристика
Тип кузова | бричка с дополнительным капюшоном |
Год производства | XIX-ХХ век |
Число пассажирских мест | 2 |
Количество лошадей | 1 или 3 |
Тип запряжки | оглобельная |
Кузов | каркас кузова из массива дуба, ясеня усилен стальной шиной, вставки из фанеры |
Подвеска |
передок - элептические рессоры кузов - поперечная полуэлептическая и 2 продольных ¾ элептических рессоры |
Колеса |
оригинальные деревянные со стальной шиной ступицы на подшипниках скольжения (втулках) |
Каретные фонари |
1 шт. на свечах. - оригинал начала ХХ века, 1 шт. - копия |
Материалы | массив дуба, ясеня, фанера, натуральная кожа, латунь |