Противотанковая пушка Д-48 85-мм

85-мм противотанковая пушка Д-48

Годы производства: 1955-1957

Выпущено: 819 экземпляров Д-48 и Д-48Н (с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77)

85-мм противотанковая пушка (ПТП) Д-48 была спроектирована на КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова.  В ее конструкции были использованы некоторые элементы 85-мм дивизионной пушки Д-44 и 100-мм пушки обр. 1944 г. БС-3.

Полигонные испытания Д-48 проводились в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности «калечил расчет». После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года. Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был изготовлен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством  В.Г. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48 и она была принята на вооружение.

Первая серийная партия Д-48 была изготовлена в 1955 году на заводе №75 в городе  Юрга, Кемеровской обл. (ныне - ОАО «Юргинский машиностроительный завод», ЮМЗ).

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48  являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6м. 290 мм.).  В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливался механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке орудия снималась).

В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами «ГК» (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч.

Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно, расчёту требовалось 1,5...2 минуты.

Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов (созданных специально для Д-48): 44 бронебойных и 56 осколочно-фугасных. Бронебойный снаряд на дистанции 1 000 м пробивал броню толщиной 150-185 мм под углом 60°.

В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной противотанковой пушки Т-12 (2А19).

пушка Д-48 архив (3) пушка Д-48 архив (2) пушка Д-48 архив (1)

Тактико-техническая характеристика

Боевая масса  2.35 т
Боевой расчет   6 чел.
Габариты  9195х1780х1475 мм
Длина ствола   6290 мм
Калибр  85 мм

Масса снаряда:

- бронебойного

- осколочно-фугасного

 

 9.3 кг

 9.66 кг

Начальная скорость снаряда:

- бронебойного

- осколочно-фугасного

 

 925 м/с

 1040 м/с

Скорострельность  до 15 выст./мин
Максимальная дальность стрельбы  18.97 км
Время перевода пушки из походного положения в боевое  1.5-2.0 мин
Максимальная скорость транспортировки по шоссе   60 км/ч