РАФ-977ДМ маршрутное такси
В конце 50-х годов по инициативе конструкторов Рижской автобусной фабрики РАФ и при поддержке института НАМИ было разработано семейство микроавтобусов РАФ на базе агрегатов «Волги». После освоения в Риге крупносерийного производства автобусов РАФ-977Д в 1962 году, их решили использовать в качестве маршрутного такси.
Микроавтобус обладал целым набором бесспорных преимуществ перед прежними маршрутными такси ЗИС и ЗИМ. По габаритной длине и ширине он был не больше «Волги», но, благодаря укороченной базе, превосходил ее по маневренности. При этом он вмещал не 6-7 пассажиров, как ЗИС и ЗИМ, а 10-11. Полная унификация двигателя и узлов шасси ГАЗ-21 и РАФ-977 позволяла обслуживать и ремонтировать микроавтобусы в тех же ремонтных зонах парков, что и «Волги».
Невысокая степень защиты водителя от лобового удара компенсировалась тем, что к работе на маршрутных такси РАФ допускались только шоферы с «автобусной» категорией в правах, получить которую в советское время можно было только при наличии высокой квалификации и определенного стажа безаварийной работы.
Маршрутные такси РАФ работали в новых отдаленных от центра «спальных» районах Москвы, связывали станции метро с крупными универмагами, в отдельных районах со старой планировкой становились удобной альтернативой обычным автобусам. Они работали даже в центральных районах Москвы.
По планировке салона маршрутки серии РАФ-977 не отличались от базового микроавтобуса. На них устанавливали автомат по продаже билетов, как это было в рейсовых автобусах и троллейбусах тех лет. Проезд в маршрутном такси в 60-70-е годы стоил 10-15 копеек.
В Музее представлен модернизированный РАФ-977ДМ образца 1968 года, отличавшийся от прежней модели РАФ-977Д измененным остеклением боковин и более широкой дверью пассажирского салона. Такие микроавтобусы работали на московских маршрутах до 1979 года, когда им на смену пришли машины новой серии РАФ-2203.
Маршрутное такси РАФ-977ДМ снималось в художественном фильме «Длинное, длинное дело». В начальных кадрах картины главный герой, которого играет Евгений Леонов, едет на маршрутке по центру Москвы от Чистых прудов до Площади Свердлова.
Техническая характеристика
Число мест | 11 |
Габаритные размеры | 4900х1815х2110 мм |
База | 2700 мм |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный ЗМЗ-977 |
Рабочий объем | 2445 см3 |
Мощность | 75 л.с. при 4000 об/мин |
Снаряженная масса | 1675 кг |
Максимальная скорость | 110 км/ч |
Средний расход топлива при скорости 40 км/ч | 12 л/100 км |