Старт

 

Этот  микроавтобус запомнился по финальному эпизоду знаменитого художественного фильма «Кавказская пленница». Эффектная необычная машина - пойманная на дороге «попутка» - увозит вдаль героиню фильма, «спортсменку, комсомолку и просто красавицу» Наталью Варлей.

igor2-02081718562356_2

История появления машин этой модели необычна для отечественного автомобилестроения. В начале 60-х транспортники города Северодонецка Луганской области решили попробовать свои силы в качестве автомобилестроителей. По инициативе начальника Транспортного управления Луганского Совнархоза А. Антонова в цехах авторемонтного завода, директором которого был Г. Дьяченко, а главным инженером - А.Иванов, было решено создать небольшое производство автомобилей собственной конструкции. Работу поручили молодым конструкторам, выпускникам Харьковского автодорожного института Я. Балясному и Б. Крутенко, им выпал счастливый билет - возможность спроектировать «с нуля» новую оригинальную машину.

В начале 60-х вошло в моду внедрять в производство новые материалы, например стеклопластик. Незадолго до начала работ создатели будущего микроавтобуса познакомились с жившим в Северодонецке создателем самодельного автомобиля с кузовом из стеклопластика, и его идея показалась заманчивой. Стеклопластиковый кузов изготовить гораздо проще, чем стальной - не нужны дорогие кузовные штампы, не требуется листовая сталь. В советское время она распределялась строго централизованно, и тресту, не имевшему статуса автозавода, была практически недоступна.

 

Чтобы попробовать изготовить стеклопластиковый корпус, для начала построили жилой прицеп-дачу к легковому автомобилю. А к работе над новым автомобилем привлекли молодого художника-конструктора Юрия Андроса. Именно он придумал этот эффектный по дизайну кузов, чем-то напоминавший американские автомобили 1958-1959 годов в аэрокосмическом стиле с четырьмя фарами, сложными боковинами, хвостовыми «плавниками». В отличие от остальных автобусов, сзади у новой машины сделали не грузовую дверь, а выступающий, как у легкового седана, багажник.

Первый гипсовый макет работы Андроса был построен в масштабе 1:5. После обсуждения и утверждения был изготовлен второй - в натуральную величину. Он и послужил «болванкой», по которой изготавливали формы для производства внешних панелей, для дверей, крышки багажника, днища, сидений сделали отдельные болванки. Несущим основанием автомобиля стала стальная рама с необычными лонжеронами цилиндрического сечения и поперечинами прямоугольного сечения.

Двигатель, все агрегаты и приборы электрооборудования позаимствовали у самого массового легкового автомобиля «Волга» ГАЗ-21, лобовое и заднее стекла одинаковые - это стандартное лобовое стекло от УАЗ-450 (позже УАЗ-452). Первый микроавтобус собрали в конце 1963 года. Инженеры треста совершили пробег в Москву, показали машину Министру автотракторной промышленности СССР Н.И.Строкину, а потом даже Н.С.Хрущеву. В результате Северодонецкий автотрест получил из Горького 50 комплектов двигателей и мостов «Волги», на которых в 1964-1966 годах авторемонтный завод построил соответствующее количество микроавтобусов «Старт». Два экземпляра попали в Москву в НАМИ. Эти «Старты» стали первыми машинами, испытанными на только что открывшемся Дмитровском автополигоне, они работали в столичном маршрутном такси.

Испытания показали, что у «Старта» нет никаких серьезных преимуществ перед серийным микроавтобусом РАФ-977, а жесткость кузова и герметичность дверных проемов намного хуже. Но производить «Старты» в масштабах, сопоставимых с РАФом (около 10 тысяч автомобилей в год) было просто невозможно.

Технология производства стеклопластика позволяла изготавливать максимум несколько сотен кузовов в год. Но этого бы вполне хватило, чтобы делать машины мелкосерийно и единично по заказам предприятий и организаций, как например, поступали заводы, строившие более крупные автобусы «Кубань», «Уралец», «Чернигов» на шасси горьковских грузовиков. Проблему агрегатов решал бы сам заказчик, который мог поставлять производителю двигатель и мосты для своей будущей машины, купленные в магазине запчастей или таксопарке. В условиях дефицита легких коммерческих автомобилей несколько десятков «Стартов» в год по определению не могли быть лишними.

1349719812c7c

Эти планы перечеркнуло не руководство страны или Министерства автомобильной промышленности, и не автозаводы, которым небольшой заводик под Луганском никак не смог бы составить конкуренцию. Проект «Старта» похоронили сменившиеся после перехода Антонова на другую работу руководители Автотреста, которые отдали неразумный приказ уничтожить гипсовую болванку - мастер-модель. Потом бывшие авторы проекта пытались организовать выпуск подобных микроавтобусов по новой, на других предприятиях области, и даже изготовили штучные экземпляры автомобилей, но технология фактически оказалась утраченной.

Из-за непрочности кузова только единичные из автомобилей этой марки сохранились до наших дней. 

Техническая характеристика 

Число мест  12
Габаритные размеры  5500х1900х2000 мм
Колесная база 2840 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, рядный, четырехцилиндровый, верхнеклапанный, ЗМЗ-21А 
Рабочий объем 2445 см3
Мощность  75 л.с. при 4000 об/мин
Снаряженная масса 1170 кг
Максимальная скорость 110 км/ч
Расход топлива в городском режиме 21 л/100 км