Установка залпового огня БМ-13 132-мм на базе Studebaker US6

P5090007

«Катюша» – народное название реактивных систем залпового огня БМ-13, принятых на вооружение реактивной артиллерии в 1941 году. Это грозное орудие, наводившее ужас на немецко-фашистских захватчиков, по праву считается одним из главных символов нашей Великой Победы.

Многозарядность реактивной системы залпового огня (РСЗО) определяла возможность одновременного поражения целей на значительных площадях, а залповый огонь обеспечивал внезапность и высокий эффект поражающего и морального воздействия на противника.

БМ-13 на базе Студебекера архив (6) БМ-13 на базе Студебекера архив (2) БМ-13 на базе Студебекера архив (5)

БМ-13 разрабатывалась как высокомобильная установка. Ее неотъемлемой частью являлся автомобиль грузоподъёмностью 4-5 тонны, на который она в собранном виде, при минимальной доработке, относительно легко монтировалась. В качестве носителя вооружения мог использоваться только трёхосный грузовик, так как наличие двух мостов сзади обеспечивало установке необходимую устойчивость во время стрельбы. Также, БМ-13 могли монтироваться на гусеничные шасси, но такие машины получили значительно меньшее распространение, чем колёсные.

Первые выпуски «Катюш» устанавливали на шасси популярных в довоенное время советских автомобилей ЗИС-6. С началом войны - из-за эвакуации московского Завода имени Сталина (МосЗИС) в Ульяновск и Миасс - выпуск шасси ЗИС-6 прекратился, на конвейере остались только двухосные автомобили ЗИС-5, не годившиеся для установки БМ-13.

Проблему новых шасси для «Катюш» полностью решили поставки американских грузовиков Studebaker US6 по Ленд-Лизу, начавшиеся в 1942 году. Разработанный не в начале 30-х, а на 10 лет позднее Studebaker обладал целым рядом преимуществ перед ЗИС-6. Прежде всего, он был полноприводным (6х6), и по проходимости существенно превосходил ЗИС, у которого передний мост не был ведущий (колёсная формула 6х4). Также, заокеанский автомобиль выигрывал по скоростным качествам и топливной экономичности.  

БМ-13 на базе Студебекера архив (1) БМ-13 на базе Студебекера архив (3) БМ-13 на базе Студебекера архив (4)

Studebaker Us6

Выпуск БМ-13 на шасси Studebaker продолжался до самого конца войны. Всего по 1945 год произведено около 197 тысяч установок, из них около 100 тысяч – на шасси Studebaker. Отечественный автомобиль, сумевший заменить в качестве носителя БМ-13 американское шасси, появился только в 1947 году – новый ЗИС-151. В послевоенные десятилетия модификации БМ-13, а также последующие модели установок залпового огня БМ-14 и БМ-21 «Град» монтировали на машины ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131.

Боевой расчёт  5-7 чел.              
Калибр  132 мм
Снаряжённая масса установки                 6.2 т
Количество направляющих   16 
Масса снаряда  42.3 кг
Дальность стрельбы  8 470 м
Угол вертикального обстрела   7-45°
Время производства залпа  7-10 сек.