Тачанка конно-пулеметная
Во время Гражданской войны кавалерия, которая к тому времени в основном использовалась для разведки и рейдов по тылам врага, стала использоваться для прорывов слабо защищённых участков оборонительных линий противника. Появились так называемые кавалерийские армии, передвигавшиеся со значительной скоростью.
Для перевозки пулемётов, а также ведения огня из них, как с места, так и с хода, стали приспосабливать гражданские лёгкие подрессоренные повозки – тачанки. Так родился этот вид вооружения.
Тачанка, то есть подрессоренная повозка извозчичьего типа, в отличие от обозной телеги могла поспевать за конницей, а мягкость хода позволяла вести прицельный пулемётный огонь на ходу, в этом и состоит главная роль тачанки. Конные армии использовали пулеметный огонь для прикрытия своих сабельных атак. При осуществлении сабельной атаки на позиции противника тачанки заходили на фланги и, развернувшись, поражали неприятеля перекрестным огнем.
В Гражданской войне тачанка использовалась как для передвижения, так и для нанесения ударов непосредственно на поле боя. Тачанки состояли на вооружении РККА и Польской армии. Особой популярностью тачанки пользовались среди повстанческих войск и махновцев. Последние использовали тачанки не только в бою, но и для перевозки пехоты. При этом общая скорость движения отряда соответствовала скорости идущей на рысях кавалерии. Таким образом, отряды Махно легко проходили до 100 км в день несколько дней подряд.
Успех применения тачанок в Гражданской войне инициировал разработку в СССР специальных образцов пулемётных повозок в том числе – таких как: тачанка конно-пулемётная с одним или двумя пулемётами системы Максима, тачанка кавалерийская, тачанка зенитная. Данные тачанки производились несколькими обозными заводами в том числе: Московским заводом «Шестерня», Жуковским (Брянская обл.) и Сердобским (Пензинская обл.) обозными заводами. Тачанки этого типа использовались кавалерийскими частями во время Великой отечественной войны.
Тачанки были сняты с вооружения при расформировании кавалерии как рода войск в середине 50-х гг.
Данная тачанка была воссоздана мастерами обозного цеха в реставрационных мастерских музея в 2010 году по образцу сохранившейся оригинальной тачанки.
Характеристика
Экипаж | 3 человека |
Количество лошадей | 4 |
Общий вес в походном положении | 1080 кг |
Вес повозки | 500 кг |
Длина | 3000 мм |
Ширина | 1400 мм |
Ширина колеи | 1140 мм |
Диаметр колёс | 900 мм |
Устойчивость | 30° |
Радиус поворота | 90° |
Вооружение | 7.62 мм пулемёт системы Максима |