Танк Panzerkampfwagen I

Panzer I музей

Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Panzer I) – первый немецкий серийный танк, разработанный после окончания Первой мировой войны. В советской литературе он традиционно обозначался как Т-1. По немецкой ведомственной системе обозначений военной техники он носил индекс Sd.Kfz.101.

Panzer I архив (2)

Несмотря на условия Версальского договора (1919г.), запрещавшего Германии иметь и разрабатывать танки и другие бронемашины, Управление вооружений рейхсвера уже в 1925 году тайно проводило работы по созданию новых танков. К 1930 году было собрано 15 опытных образцов без надстройки, башни и вооружения, не пошедших в серию из-за выявленных многочисленных конструктивных недостатков, но послуживших базой дальнейшего развития германского танкостроения. Для того чтобы скрыть нарушение договора, проект проходил под названием «сельскохозяйственный трактор» (нем. Landwirtschaftliche Schlepper или La.S.).

La.S.  La.S. поступившие в центры обучения в Цоссене и Ордруфе весной 1934 г.

Спустя три года испытаний и доработок, проект был утвержден. Заказ Управления  вооружений  на  изготовление 150 единиц раздели между фирмами: «Крупп», «Даймлер-Бенц», MAN, «Хеншель» и «Рейнметалл». Работы по изготовлению броневых надстроек с башнями были поручены фирме «Даймлер-Бенц».

Шасси первой серии «тракторов» так и не были снабжены верхней частью броневого корпуса и применялись только в учебно-тренировочных целях. В 1935 году лишь на 20-ти из них были установлены упрощенные надстройки с не броневыми башнями.

С мая 1935 года, после того как Германия официально отказалась от соблюдения требований Версальского договора, вместо  конспиративных обозначений танку было присвоено новое – M.G. Panzerwagen («пулеметная бронемашина»), сменившееся в октябре того же года на – M.G. Kampfwagen («пулеметный танк»). В апреле 1936 года танку было присвоено окончательное обозначение Panzerkampfwagen I Ausführung A. Производство Pz.Kpfw.I  модели «A» завершилось к началу осени 1936 года и насчитывало 1 175 танков.

Недостаточная мощность двигателя «Крупп» M301 (57 л.с.), установленного на Pz.Kpfw.I Ausf.A привела к появлению в 1935 году второй модификации. Для нее был выбран рядный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения NL 38 Tr мощностью 100 л.с., фирмы «Майбах». Поскольку он не помещался в моторном отделении стандартного шасси La.S, для него было использовано ранее созданное фирмой «Крупп» для командирской машины Pz Bef Wg, удлиненное шасси с дополнительным опорным и поддерживающим катками и поднятым с грунта ленивцем. Данный вариант шасси обозначили как La.S.May., а модификация Pz.Kpfw.I созданная на его базе – Panzerkampfwagen I Ausf.B.

В январе 1936 года фирмы «Даймлер-Бенц», «Хеншель», MAN и «Грузонверк» получили заказ на выпуск этой модели, который закончился уже в середине 1937 года на отметке 399 единиц Pz.Kpfw.I Ausf.B.

В середине – второй половине 1930-х годов Панцер 1 составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли до 1937 года. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался немецкими войсками на начальном этапе Второй мировой войны.

Panzer I архив Панцер I на параде в Париже. Франция, август 1942 год (на заднем плане: фельдмаршал Герд фон Рундштедт и его автомобиль Horch 951A)

Представленный Панцер был выпущен в начале 1937 года в числе второй серии Pz.Kpfw.I Ausf.B, после чего вошел в состав 3-ей танковой дивизий Панцерваффе (танковые войска Вермахта). В сентябре этого же года он принял участие в широкомасштабных учебных маневрах танковых подразделений, недалеко от Нойштрелица.

К началу Великой Отечественной войны германское командование на северном участке советско-финляндской границы сосредоточило отдельную армию «Норвегия» с целью захвата Кольского полуострова и Карелии, с выходом на линию Архангельск-Киров. В планах противника было перерезать Кировскую железную дорогу, захватить Мурманск и Полярный.

Первый удар германское командование нанесло 29 июня 1941 года на мурманском направлении. В первые часы наступления ценой больших потерь враг сумел продвинуться на восток на 25-30 км по реке Западная Лица. Но уже к 20 июля уверенные действия правофланговых и десантных частей советской 14-й армии обескровили дивизии немецкого горнострелкового корпуса.

Второй был нанесен 1 июля на кандалакшском направлении 36-м немецким армейским корпусом и 6-й финской пехотной дивизией армии «Норвегия». Несмотря на численное превосходство, в первые дни боев враг не имел успеха. К исходу 8 июля ему удалось выйти на рубеж озер Куолаярви и Апаярви. Прорвавшиеся в район 10 км восточнее Кайлара немецкие и финские части к 11 июля были разгромлены 104-й советской стрелковой дивизией.

Напоминанием этих а так долгое время будут останки солдат и техники. Так, в 2008 году, в 70 км от Мурманска был найден и эвакуирован бронекорпус с башней нашего Панцер 1, оборудованный в ДОТ (долговременная огневая точка). Так как ходовая часть не уцелела, для восстановления танка были использованы останки шасси одного из Панцеров, входившего в состав 1-й роты 40-го танкового батальона особого назначения 36-го армейского корпуса, разбитого до основания огнем советских танков недалеко от озера Куолаярви. Они были найдены поисковиками и вывезены из Карелии в 2009 году. Так у нашего экспоната вышла одна жизнь на двоих.

В середине июля 2013 года в реставрационных мастерских была начата сложная работа по поиску информации и восстановлению танка. Спустя 7 месяцев «новый» Панцер пополнил музейную коллекцию.

Техническая характеристика 

Экипаж  2 чел.
Габаритные размеры  4420х2060х1720 мм
Дорожный просвет  250 мм
Двигатель  дизельный, рядный 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения Maybach NL 38 Tr
Мощность  100 л.с.
Боевая масса  5.8 т

Вооружение:

- главный калибр

- пулеметы

 

 7.9 мм MG-13 или MG-34 

 2 × 7,92-мм

Бронирование:

- корпус

- башня

- крыша/днище 

 

 8-13 мм

 13-15 мм

 5-8 мм

Максимальная скорость:

- по шоссе

- по пересеченной местности

 

40 км/ч 

 12-15 км/ч

Запас хода  170 км

Преодолеваемые:

- стенка

- ров

- брод

 

 0.37 м

 1.4 м

 0.6 м