Танк Panzerkampfwagen I
Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Panzer I) – первый немецкий серийный танк, разработанный после окончания Первой мировой войны. В советской литературе он традиционно обозначался как Т-1. По немецкой ведомственной системе обозначений военной техники он носил индекс Sd.Kfz.101.
Несмотря на условия Версальского договора (1919г.), запрещавшего Германии иметь и разрабатывать танки и другие бронемашины, Управление вооружений рейхсвера уже в 1925 году тайно проводило работы по созданию новых танков. К 1930 году было собрано 15 опытных образцов без надстройки, башни и вооружения, не пошедших в серию из-за выявленных многочисленных конструктивных недостатков, но послуживших базой дальнейшего развития германского танкостроения. Для того чтобы скрыть нарушение договора, проект проходил под названием «сельскохозяйственный трактор» (нем. Landwirtschaftliche Schlepper или La.S.).
La.S. поступившие в центры обучения в Цоссене и Ордруфе весной 1934 г.
Спустя три года испытаний и доработок, проект был утвержден. Заказ Управления вооружений на изготовление 150 единиц раздели между фирмами: «Крупп», «Даймлер-Бенц», MAN, «Хеншель» и «Рейнметалл». Работы по изготовлению броневых надстроек с башнями были поручены фирме «Даймлер-Бенц».
Шасси первой серии «тракторов» так и не были снабжены верхней частью броневого корпуса и применялись только в учебно-тренировочных целях. В 1935 году лишь на 20-ти из них были установлены упрощенные надстройки с не броневыми башнями.
С мая 1935 года, после того как Германия официально отказалась от соблюдения требований Версальского договора, вместо конспиративных обозначений танку было присвоено новое – M.G. Panzerwagen («пулеметная бронемашина»), сменившееся в октябре того же года на – M.G. Kampfwagen («пулеметный танк»). В апреле 1936 года танку было присвоено окончательное обозначение Panzerkampfwagen I Ausführung A. Производство Pz.Kpfw.I модели «A» завершилось к началу осени 1936 года и насчитывало 1 175 танков.
Недостаточная мощность двигателя «Крупп» M301 (57 л.с.), установленного на Pz.Kpfw.I Ausf.A привела к появлению в 1935 году второй модификации. Для нее был выбран рядный 6-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения NL 38 Tr мощностью 100 л.с., фирмы «Майбах». Поскольку он не помещался в моторном отделении стандартного шасси La.S, для него было использовано ранее созданное фирмой «Крупп» для командирской машины Pz Bef Wg, удлиненное шасси с дополнительным опорным и поддерживающим катками и поднятым с грунта ленивцем. Данный вариант шасси обозначили как La.S.May., а модификация Pz.Kpfw.I созданная на его базе – Panzerkampfwagen I Ausf.B.
В январе 1936 года фирмы «Даймлер-Бенц», «Хеншель», MAN и «Грузонверк» получили заказ на выпуск этой модели, который закончился уже в середине 1937 года на отметке 399 единиц Pz.Kpfw.I Ausf.B.
В середине – второй половине 1930-х годов Панцер 1 составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли до 1937 года. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался немецкими войсками на начальном этапе Второй мировой войны.
Панцер I на параде в Париже. Франция, август 1942 год (на заднем плане: фельдмаршал Герд фон Рундштедт и его автомобиль Horch 951A)
Представленный Панцер был выпущен в начале 1937 года в числе второй серии Pz.Kpfw.I Ausf.B, после чего вошел в состав 3-ей танковой дивизий Панцерваффе (танковые войска Вермахта). В сентябре этого же года он принял участие в широкомасштабных учебных маневрах танковых подразделений, недалеко от Нойштрелица.
К началу Великой Отечественной войны германское командование на северном участке советско-финляндской границы сосредоточило отдельную армию «Норвегия» с целью захвата Кольского полуострова и Карелии, с выходом на линию Архангельск-Киров. В планах противника было перерезать Кировскую железную дорогу, захватить Мурманск и Полярный.
Первый удар германское командование нанесло 29 июня 1941 года на мурманском направлении. В первые часы наступления ценой больших потерь враг сумел продвинуться на восток на 25-30 км по реке Западная Лица. Но уже к 20 июля уверенные действия правофланговых и десантных частей советской 14-й армии обескровили дивизии немецкого горнострелкового корпуса.
Второй был нанесен 1 июля на кандалакшском направлении 36-м немецким армейским корпусом и 6-й финской пехотной дивизией армии «Норвегия». Несмотря на численное превосходство, в первые дни боев враг не имел успеха. К исходу 8 июля ему удалось выйти на рубеж озер Куолаярви и Апаярви. Прорвавшиеся в район 10 км восточнее Кайлара немецкие и финские части к 11 июля были разгромлены 104-й советской стрелковой дивизией.
Напоминанием этих а так долгое время будут останки солдат и техники. Так, в 2008 году, в 70 км от Мурманска был найден и эвакуирован бронекорпус с башней нашего Панцер 1, оборудованный в ДОТ (долговременная огневая точка). Так как ходовая часть не уцелела, для восстановления танка были использованы останки шасси одного из Панцеров, входившего в состав 1-й роты 40-го танкового батальона особого назначения 36-го армейского корпуса, разбитого до основания огнем советских танков недалеко от озера Куолаярви. Они были найдены поисковиками и вывезены из Карелии в 2009 году. Так у нашего экспоната вышла одна жизнь на двоих.
В середине июля 2013 года в реставрационных мастерских была начата сложная работа по поиску информации и восстановлению танка. Спустя 7 месяцев «новый» Панцер пополнил музейную коллекцию.
Техническая характеристика
Экипаж | 2 чел. |
Габаритные размеры | 4420х2060х1720 мм |
Дорожный просвет | 250 мм |
Двигатель | дизельный, рядный 6-цилиндровый, жидкостного охлаждения Maybach NL 38 Tr |
Мощность | 100 л.с. |
Боевая масса | 5.8 т |
Вооружение: - главный калибр - пулеметы |
7.9 мм MG-13 или MG-34 2 × 7,92-мм |
Бронирование: - корпус - башня - крыша/днище |
8-13 мм 13-15 мм 5-8 мм |
Максимальная скорость: - по шоссе - по пересеченной местности |
40 км/ч 12-15 км/ч |
Запас хода | 170 км |
Преодолеваемые: - стенка - ров - брод |
0.37 м 1.4 м 0.6 м |