Танк Т-34-85
Обозначение Т-34-85 носило последнее поколение «тридцатьчетверки». Это был танк последнего года войны и послевоенного времени. Число 85 обозначало новый увеличенный калибр орудия. Место 76-мм орудий прежних выпусков заняла новая 85-мм пушка Д-5Т или ЗИС-С-53. Сразу отметим, что марка ЗИС обозначала «Завод имени Сталина», но к знаменитому московскому автозаводу никакого отношения не имела. Совсем другой завод с тем же именем, расположенный в подмосковных Подлипках (в наше время город Королев), выпускал артиллерийские орудия, разработанные в СКБ-38 (позднее ЦАКБ), которым руководил знаменитый конструктор В.А. Грабин. Новое орудие главного калибра позволяло экипажу «тридцатьчетверки» поразить цель на расстоянии до 1,5-2 километров. В радиусе километра от танка снаряд, выпущенный из Д-5Т или ЗИС-С-53, пробивал броню толщиной до 100 мм. Подкалиберный снаряд справлялся с броней до 138 мм, но только на расстоянии максимум полкилометра. Такие параметры закладывались в техническое задание, сформулированное на основе опыта, приобретенного во время Курской битвы, Орловской наступательной операции, боев за Прохорвку – крупнейших танковых сражений войны. Советским танкистам пришлось выдержать тяжелые бои с «Тиграми», «Пантерами», самоходными орудиями «Фердинанд», поэтому они нуждались в танке с более мощным вооружением.
Танки с пушкой Д-5Т отличались от машин с пушкой ЗИС-С-53, прежде всего, маской пушки: у первых она была уже. Вместо прицела ТШ-15 (телескопический, шарнирный) на Т-34 с пушкой Д-5Т стоял прицел ТШ-16. Танки с пушкой ЗИС-С-53 имели электропривод поворота башни, которым мог управлять как командира танка, так и наводчик.
Для более мощной пушки танку потребовалась усиленная башня. Т-34-85 отличался от своих предшественников полностью новой литой башней. Для нее понадобилось делать новую опору – более крепкий погон. Таким образом, корпус Т-34-85 отличался от корпуса Т-34-76 верхним подбашенным листом.
Новая большая башня позволила увеличить экипаж на одного человека. Механик-водитель, сидящий справа от него пулеметчик-радист и находившийся справа в башне заряжающий остались на своих местах. А вот командира экипажа удалось освободить от обязанностей наводчика. Эту роль возложили на появившегося в машине пятого бойца. Теперь командир мог полностью сосредоточится на основных обязанностях: наблюдать за местностью, выявлять цели, уничтожать их из пушки и пулемета.
Улучшить условия для экипажа были призваны мощные вентиляторы. Они находились в видимых снаружи характерных «грибках» на башне. У орудий того времени еще не было эжекторов, и стреляные гильзы наполняли внутренность танка токсичными газами, от которых угорали многие танкисты. Экипажи старались поскорее выбросить гильзу из танка. Вентиляторы, появившиеся на Т-34-85, позволили эффективно бороться с концентрацией вредных газов. У танков, которые выпускало в Горьком «Красное Сормово» (оно же завод №112), грибки располагались иначе, чем у машин уральских заводов. У Т-34-85 послевоенного выпуска вместо двухстворчатого люка командирской башенки устанавливали новый одностворчатый.
Двигатель, силовая передача и ходовая часть «тридцатьчетверки» остались практически неизменными. Еще во времена Т-34-76 в 1943 году у танка появилась пятиступенчатая коробка передач вместо четырехступенчатой. Тогда же в 1943 году под руководством Главного конструктора А.А. Морозова были стандартизированы узлы танков Т-34, выпускаемых разными заводами.
Модель Т-34-85 считается «моделью 1943 года». Осенние и зимние месяцы ушли на проектирование нового вооружения для Т-34 совместными усилиями артиллерийских и танковых конструкторов. Первую машину новой модели собрали на «Красном Сормове» 31 декабря 1943 года. В январе и феврале новые машины выпускали только в Горьком, причем понемногу – всего 100 машин за два месяца. И лишь в марте 1944 года их производство освоило головное предприятие №183 – «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле. А летом Т-34-85 пошел в серию и на заводе №174 в Омске. Самыми массовыми были нижнетагильские танки – их в 1944-1945 строили примерно по 720-730 в месяц. На втором месте шли сормовские – месячная производительность завода составляла примерно по 315 машин. Наконец, в Омске выпуск «тридцатьчетверок» держался на скромном уровне 150-200 машин каждый месяц. Массовость производства и разница в технологиях на разных заводах определяла различную себестоимость танков. В 1945 году нижнетагильский Т-34-85 стоил 136 800 рублей, горьковский – 173 тысячи рублей, омский – 170 тысяч рублей.
Официально танки Т-34-85 выпускали до 1946 года. Но пришедший им на смену новый танк Т-54 был еще практически не готов к производству. Чтобы перевести заводы на его выпуск, модернизировать оснастку потребовался целый год. Все это время в Нижнем Тагиле, Челябинске и Горьком из запаса комплектующих собирали «тридцатьчетверки», поэтому их выпуск завершился только в 1947-м. Лицензии на производство Т-34-85 были переданы братским социалистическим странам – Польше и Чехословакии, где их модернизированные варианты производили в 50-е годы.
Хотя поздние «тридцатьчетверки» с 85-мм вооружением предстали перед всей Европой в последний год войны, а потом участвовали в послевоенных конфликтах, до 1958 года Т-34-85 официально оставался секретным танком. Лишь после снятия грифа старые танки начали устанавливать на постаменты в качестве памятников. Чаще всего, для этого использовали Т-34-85, так как их сохранилось намного больше, чем Т-34-76. Также именно поздние «восемьдесят пятые» обычно снимались в художественных фильмах о войне.
Но Т-34-85 и в послевоенные десятилетия нередко использовался по прямому назначению во время различных вооруженных конфликтов, ведь он состоял на вооружении стран-участниц Варшавского договора, а также Албании, Анголы, Конго, Кубы, Вьетнама, Китая, Северной Кореи, Монголии, Египта, Гвинеи, Ирака, Ливии, Сомали, Судана, Мали, Сирии, Финляндии, Югославии. Например, во время ближневосточных войн, начавшихся в 1967 году, арабские войска сражались против Израиля на чешских Т-34. «Тридцатьчетверки» в начале 50-х участвовали в Корейской, а в 60-70-е – во Вьетнамской войне. Последние случаи массового применения Т-34-85 отмечены во время гражданской войны в Югославии в 1990-е годы. Интересно, что у себя на родине Т-34-85 был окончательно снят с вооружения уже не в Советской а в Российской армии. Соответствующий указ вышел в сентябре 1997 года, то есть после первой войны в Чечне.
Техническая характеристика
Экипаж | 5 человек |
Габаритные размеры | 8100х3000х2700 мм |
Дорожный просвет | 400 мм |
Двигатель | дизельный, V-образный, двенадцатицилиндровый В-2-34 |
Рабочий объем | 38 880 см3 |
Мощность | 500 л.с. |
Вооружение | 85-мм пушка ЗИС-С-53, два 7,62-мм пулемета |
Боекомплект | 56 снарядов, 1920 патронов |
Боевая масса | 32 т |
Броня: - лоб, борт - корма - крыша, днище - башня |
45 мм 45 мм 20 мм 52 мм |
Максимальная скорость | 55 км/ч |
Запас хода | 250 км |