ТИЗ АМ-600

ТИЗ-600 музей (3)

В 1931-1932 годах Харьковское производственное объединение «Укрмето» осваивало выпуск 350-кубовых мотоциклов ХМЗ-М1. По ряду причин развернуть массовый выпуск не удалось. Производство ХМЗ-М1 передали в Таганрог на инструментальный завод ТИЗ, обладавший качественным оборудованием и высокой культурой производства. К 1935 году инженеры ТИЗа, совместно с конструкторами из Москвы и Харькова, подготовили взамен харьковской разработки новый мотоцикл - тяжелый дорожный,  более высокого класса,  с четырехтактным двигателем объемом 600 см3. Не секрет, что прототипом модели, получившей индекс ТИЗ-АМ600, послужил английский мотоцикл BSA образца 1931 года. Но создатели советского тяжелого мотоцикла - во  главе с ведущим конструктором Я. Каганом - упростили зарубежную конструкцию и усилили ряд узлов. Например, верхний треугольник рамы у BSA цельно кованный, а у ТИЗа - выполненный из двух труб и двух литых,  соединенных пайкой,  узлов. 

 ТИЗ-600 архив (6) ТИЗ-600 архив (5) ТИЗ-600 архив (4)  

ТИЗ-600 архив (2) ТИЗ-600 архив (3) ТИЗ-600 архив (1) ТИЗ-600 архив (1) ТИЗ-600 архив (7)

Среди советских довоенных мотоциклов ТИЗ считался конструктивно самым совершенным, и отвечал большинству предъявленных требований. Дуплексная трубчатая рама мотоцикла собиралась на болтах и длинных шпильках. У параллелограммной передней вилки были единственная центральная пружина и трубчатые перья. Единственный цилиндр нижнеклапанного двигателя располагался с заметным наклоном вперед. Сам внушительный по размеру цилиндр и его головка отливались из чугуна. Резервуар для моторного масла находился в передней части картера. Передачи в четырехступенчатой коробке переключались с помощью ручного рычага. Моторная и главная передачи были цепные. Бензобак сваривали из нескольких изготавливавшихся заводскими жестянщиками вручную деталей. На баке располагался щиток приборов с амперметром, манометром давления масла и центральным переключателем света. На мотоциклах первых выпусков не было генератора, зажигание работало от магнето, а фара и задний фонарь светили от аккумулятора, который приходилось периодически снимать с мотоцикла и ставить на зарядку. Боковой коляской оснащали относительно небольшое количество ТИЗов, причем строились коляски нескольких видов.

тиз600

 Мотоциклы ТИЗ-АМ 600 выпускали с 1936 по 1941 годы. За это время менялись форма цилиндра и крыльев, было усовершенствовано электрооборудование. Основная масса мотоциклов поставлялась в армию и милицию. В небольших количествах строились экспортные и «заказные» мотоциклы с хромированной отделкой.  Завод активно экспериментировал с различными образцами спортивных мотоциклов, прорабатывалось несколько опытных вариантов модернизации базовой модели, а также полностью нового мотоцикла.

Точку в деятельности мотоциклетного завода в Таганроге поставила война. Завод был эвакуирован в Тюмень, где из запаса таганрогских деталей собрали несколько сотен мотоциклов. Но довоенную модель решили окончательно заменить новым тяжелым мотоциклом М-72.  В 1943 году тюменский завод был перепрофилирован, а его оснастка передана в Горький, где на заводе «Красная Этна» осваивали уже М-72.

В Музее представлен редкий вариант ТИЗ-АМ 600 с коляской, кузов которой подвешен на рессоре. Он сохранился в родной заводской окраске 30-х годов.

 ТИЗ-600 музей (1) ТИЗ-600 музей (5) ТИЗ-600 музей (4) ТИЗ-600 музей (2) ТИЗ-600 музей (6)

Техническая характеристика

Число мест 1-2
Габаритные размеры 2170х850х970 мм
Колесная база 1420 мм
Двигатель бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, четырехтактный, нижнеклапанный
Рабочий объем 596  см3
Мощность 16.5 л.с. при 3800 об/мин
Сухая масса 185 кг
Максимальная скорость 95 км/ч