ТМЗ-5.971
К началу 80-х годов спрос на мотороллеры в СССР ощутимо упал, что привело, например, к прекращению выпуска мотороллеров «Вятка» в Вятских Полянах. Другой производитель мотороллеров - Тульский машиностроительный завод имени Рябикова - не хотел уходить с рынка мототехники. Несмотря на наличие мощного производства оборонной продукции, позволявшего заводу держаться на плаву даже в случае полного прекращения выпуска мотоциклов, руководители и конструкторы предприятия решили продолжить выпуск мотоциклов. Решили только освоить более востребованный рынком тип двухколесного и трехколесного транспортного средства.
В 80-х японские фирмы расширяли ассортимент двухколесных, трехколесных (трайки) и четырехколесных (квадроциклы) мотоциклов высокой проходимости на широкопрофильных шинах с развитыми грунтозацепами. Тульские конструкторы решили идти тем же путем, первыми в СССР создать мототранспорт для полного бездорожья, заведомо рассчитывая, что он будет пользоваться повышенным спросом на селе и в удаленных районах страны.
Первым результатом стал появившийся в 1985 году двухколесный мотоцикл ТМЗ-5.951 на мощных пузатых шинах 6,70-10, оказывавших низкое удельное давление на грунт. Мотороллерный 200-кубовый двигатель с вентилятором принудительного воздушного охлаждения специально для этой модели впервые в советском мотоциклостроении дополнили лепестковым клапаном на впуске, заметно повысившим тяговую характеристику мотора. После устранения неизбежных для первых выпусков новой модели недостатков, модернизированный мотоцикл 1989 года получил индекс ТМЗ-5.952.
Следующим шагом стала разработка первого советского внедорожного «трайка» ТМЗ-5.971, который попал на конвейер в 1991 году. Передняя часть рамы, передняя вилка и двигатель у него остались такие же, как у ТМЗ-5.952. При проектировании независимой задней подвески была использована принципиально та же схема, что была у грузовых мотороллеров «Муравей», только пространственную трубчатую раму со штампованными элементами заметно усилили, увеличили размерность узлов задней подвески - трициклу предстояло работать в значительно более тяжелых условиях, чем грузовому мотороллеру. В целом конструкторам тульского завода пригодился опыт проектирования унифицированных между собой двухколесных и трехколесных транспортных средств, накопленный в годы производства обычных и грузовых мотороллеров.
Еще на двухколесном внедорожнике появились передовые для 80-х годов пластмассовые панели облицовки, переднее крыло. Ранее на советских мотоциклах эти детали штамповали их металла. Те же заметные пластиковые элементы остались и у трехколесного мотоцикла. Мотоциклист и его пассажир сидели друг за другом на обычном цельном седле, а над правым и левым задними колесами разместились большие решетки для багажа, удобные, например, для перевозки мешков картошки или ящиков с яблоками. Без пассажира «трайк» перевозил до 120 кг груза, а с пассажиром - примерно 90 кг. Вскоре для увеличения универсальности транспортного средства специально для него разработали прицеп ТМЗ-9.601, на котором можно было везти еще 100 кг. Также в 90-х появился специальный модуль ТМЗ-9.906, позволяющий силами владельца или сервисного предприятия превратить двухколесный мотоцикл ТМЗ в трехколесный.
Техническая характеристика
Число мест | 2 |
Габаритные размеры | 2300х1350х1250 мм |
Грузоподъемность | 230 кг (с учетом веса водителя) |
Двигатель | Бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, двухтактный |
Рабочий объем | 199 см3 |
Мощность | 13.6 л.с. при 5000 об/мин |
Масса | 250 кг |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Расход топлива | 5.5 л/100 км |