Трактор Фордзон-Путиловец
В марте 1919 года на VIII съезде партии В. И. Ленин озвучил план перестройки сельского хозяйства на социалистический лад, основным «рычагом» которого должен был послужить трактор.
Во исполнение ленинских слов комиссия Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) обследовала положение дел на заводах и определила, что массовое производство можно наладить только на Путиловском заводе.
Из-за отсутствия опыта и недостатка времени о разработке собственного образца не могло быть и речи. Самым простым по конструкции, дешевым и металлоемким в мире в то время считался легкий трактор «Фордзон», выпускавшийся в США с 1917 года. Его и решили поставить на производство. Для этого шесть новых 20-ти сильных тракторов разобрали до последнего винтика. Испытав детали и проведя металлографический анализ, подобрали материалы и установили технологию изготовления.
Инженеры завода провели работу настолько качественно, что когда завод стал получать некоторые детали из Америки, они были полностью взаимозаменяемы с нашими, а технология производства на «Путиловце» в некоторых случаях оказалась даже совершеннее американской.
1 октября 1924 года с конвейера, который в то время представлял из себя поезд из тележек, тянувшихся лебедкой, сошел первый серийный «Фордзон-Путиловец». Производство быстро наращивало темпы. Если за первый год завод изготовил 74 трактора, то в 1931 году - спустя семь лет после начала производства - годовой план завода составил – 32 000 тракторов!
Но в этом взлете все больше проявлялось несоответствие технических характеристик, заложенных фордовскими конструкторами, с задачами, стоявшими перед нашим сельским хозяйством.
«Фордзон» вошел в историю как первый в мире безрамный трактор: картер двигателя составлял одно целое с шасси. Плохая работа системы зажигания, вызванная погоней конструкторов за дешевизной, без тщательной наладки и бережного ухода быстро выходила из строя. На задних колесах отсутствовали крылья, из-за чего комья грязи забрызгивали тракториста, а при работе на склонах шпоры могли нанести травму.
Трактор использовали для работы с двухкорпусным плугом и другими прицепными сельхозмашинами. На одном из путиловских «Фордзонов» трудилась, выполняя нормы, Паша Ангелина – участница стахановского движения, бригадир тракторной бригады МТС, Дважды Герой Социалистического Труда.
Хотя «Фордзон» и оказался слабосильным для социалистического переустройства деревни, именно с него начинается подлинная история советского тракторостроения.
Выпуск тракторов был окончен в апреле 1932 года на отметке 49 568 штук.
История нашего «Фордзона», как его уважительно называли «Фёдора Петровича», началась в 1928 году. Как и многие другие тракторы, представленный Путиловец был направлен в колхоз строить социализм.
На этом история могла закончиться, если бы не один случай…
«По воспоминаниям старожилов, в конце 1930 годов, известные летчики, сделали облет над недавно образованными водохранилищами в поисках места для дач и указали вождю народов на это (с/о Протасовский, Мытищинский р-н). И.Сталин выделил место под постройки. Здесь жил летчик А.В. Ляпидевский. Бывали: летчики-космонавты В.И. Севастьянов, Е.В Хрунов, Г.Т Береговой, космонавты А.Г. Николаев, А.А. Леонов, В.В. Терешкова, сам Хрущев приезжал сюда на охоту в послевоенные годы».
Согласно другому источнику дачный поселок «Летчик-испытатель» появился так:
«...Во время наступления фашистов на Москву три советских летчика были сбиты в 40 км к северу от города. Они благополучно катапультировались, пробрались сквозь березово-хвойный лес, раскинувшийся на берегу реки, и вновь пошли в бой.
В конце войны «сталинских соколов» пригласили на празднование победы, и И.В. Сталин спросил их: «Ребята, что хотите?». Они рассказали, где в 1941 г. упал их сбитый самолет и попросили: «Если вы позволите, мы бы хотели построить там дачи». Сталин издал указ и многие известные летчики-испытатели и пилоты построили там дачи».
В этом эпизоде есть еще одна деталь. Выделив место под постройки, Сталин так же дал летчикам трактор для расчистки территории и доставки леса с пилорамы.
Этим трактором и был представленный «Фордзон-Путиловец». С годами трактор вышел из строя и остался лишь напоминанием о тех событиях.
В память об ушедших из жизни космонавтах В.В. Леонтьев - один из «сторожил поселка» - с помощью спонсоров решил восстановить на свободной территории дом А.Г. Николаева в качестве музея. Трактор должен был стать одним из экспонатов. Но пока строился дом, один из жителей сумел оформить на себя эту землю, поэтому дом стоит, музей не строится, история не сохраняется.
Понимая, что трактор так же бесследно исчезнет, на одном из собраний поселка в 2009 году, по ходатайству председателя – А.С. Елисеева (советский космонавт) общим собранием единогласно было решено передать его Леонтьеву.
В 2013 году – Валерий Викторович Леонтьев – авто- и мотогонщик, каскадер, постановщик трюков, мастер спорта СССР, многократный чемпион и призер Международных и Всесоюзных соревнований по фигурному вождению автомобиля и мотоцикла, подарил нашему музею этот трактор в надежде, что он принесет пользу здесь.
Так закончилась история трактора «Фордзон-Путиловец» и начинается история музейного экспоната эпохи первых пятилеток.
Техническая характеристика
Габаритные размеры | 2580х1620х1400 мм |
Колёсная база | 1600 мм |
Двигатель | карбюраторный, четырёхцилиндровый, рядный, жидкостного охлаждения, работает на керосине |
Рабочий объём | 4118 см3 |
Мощность | 20 л.с. при 1000 об/мин |
Тяга на крюке | 9 л.с. |
Собственная масса | 2000 кг |
Диапазон рабочих скоростей | 2,3-10,8 км/ч |